В новом учебном году комбинаты питания будут работать по новым правилам УСП
Аркадий Прилуков

В новом учебном году комбинаты питания будут работать по новым правилам УСП

В настоящее время проходит процесс подготовки общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга к новому учебному году. В школах делают ремонт, формируются новые классы и решается ряд других вопросов рутинного характера. Одним из важнейших вопросов на повестке дня станет школьное питание.

Напомним, с 2021 года по стране начинает действовать система обеспечения учеников начальной школы бесплатными обедами. В Северной столице ещё с 90-х годов действует система льготного питания, однако за это время сформировался целый ряд проблем, решить которые ещё только предстоит.

Во-первых, речь идёт о значительной картелизации отрасли. За десятилетия существования сферы соцпита крупные частные комбинаты фактически поделили районы города на свои «вотчины», не допуская туда конкурентов. Кроме того, они стали объединяться в картели на госторгах, чтобы распределять между собой выгодные контракты с максимальной выгодой. Первые громкие дела о картельных сговорах стали появляться лишь относительно недавно. Первое такое дело раскрыли в 2018 году, и с тех пор было выявлено уже семь картельных сговоров. Причём сумма контрактов, полученных таким незаконным путём, варьировалась в диапазоне от нескольких десятков миллионов до полутора миллиардов рублей.

С началом громких дел о картелях свой пост покинула руководитель Управления социального питания (УСП) Петербурга Наталия Петрова, занимавшая эту должность около 20 лет. Ей на смену в феврале 2020 пришёл Алексей Барабанщиков. В задачи структуры под его управлением входит организация питания, а также контроль качества за поставляемым в школы и детские сады продовольствием.

Благодаря Барабанщикову в УСП занялись разработкой единого стандарта качества школьного питания. Документ регламентирует все аспекты организации питания детей, вплоть до униформы сотрудников школьных столовых. Несмотря на то, что он носит рекомендательный характер, именно ему предстоит стать ориентиром для всех пищекомбинатов города. Полноценно стандарт будет встроен в систему соцпита с начала нового учебного года.

Помимо прочего, в компетенцию УСП входит формирование конкурентной среды. Как уже отмечалось выше, громкие дела о картельных сговорах начали появляться относительно недавно. Однако зачастую предметом разбирательств становятся случаи, произошедшие задолго до оглашения решения ФАС. Так, в вышеупомянутом решении о наличии картельного сговора от 2018 года фигурировали торги 2015 года. А последнее на данный момент антикартельное дело, раскрытое в декабре 2020 года, относится к периоду 2016-2017 годов.

Отметим, однако, что в последнее время ситуация меняется в лучшую сторону, и оперативность раскрытия картелей возросла. Так, в июне этого года ФАС обратила внимание на подозрительные итоги торгов в Выборгском районе и аннулировала результаты. А в прошлом месяце началась проверка на предмет выявления потенциального картельного сговора.

На участие в сговоре, в первую очередь, проверят администрацию Выборгского района. Ранее уже появлялись многочисленные сообщения о коррупционных соглашениях между представителями власти и комбинатами соцпита. К примеру, подобная ситуация сложилась в Колпинском районе, где при поддержке местной администрации существовал так называемый «колпинский картель».

Эксперты отмечают, что подобного рода коррупционные риски существуют благодаря дроблению контрактов на детское питание. Так, местные власти намеренно объявляют тендеры, не превышающие 40 миллионов рублей по НМЦК. В этом случае решение о победе того или иного комбината принимают чиновники «на местах», без обращения в общегородской комитет по госзаказу (КГЗ).

Проблему можно решить путём укрупнения лотов. Это позволит представителям общественности и властям лучше контролировать процесс торгов и избежать коррупционной составляющей. На данный момент лишь часть торгов проходит по укрупнённой схеме, что позволяет сравнить эффективность работы чиновников и КГЗ.

Будущий учебный год должен стать своего рода «тест-драйвом» для всех нововведений УСП. Однако уже можно предположить, что движение городской отрасли социального питания идёт в правильном русле.