Так говорил Скобелев
Алексей Сокольский

Так говорил Скобелев

Заветы «Белого генерала» наследникам Империи

В июне 2022 года исполнится ровно 140 лет со дня таинственной смерти последнего великого полководца Российской Империи. «Белый генерал» был человеком, который любил Отечество до слез и кровавого пота. Его смерть вызвала массу нелепых сплетен и слухов, но обстоятельства ее говорят, что выдающегося русского офицера устранила иностранная разведка. Почему-то большинство сторонников гибели Скобелева от шпионской руки склоняется к «германскому следу». Но вероятнее всего здесь действовал другой враг, которому Скобелев наступил на больную геополитическую мозоль в Средней Азии и Болгарии. Скорее всего, разгадку гибели Михаила Дмитриевича Скобелева надо искать в секретных архивах Туманного Альбиона.

В условиях, когда современная Россия противостоит коллективному Западу, мысли М. Д. Скобелева (1843-1882) военного и политического свойства приобрели особую актуальность.

«Белый генерал» утверждал:

Только война учит войне.

Россия – единственная страна в Европе, где достаточно идеализма, чтобы воевать из-за чувства. Её народ не уклоняется от жертв за веру и братство. Остерегайтесь довести эти чувства до крайних пределов.

Наши добрые соседи тоже, пока мы поем в минорном тоне, являются требовательными и наглыми, как почувствовавший свою силу лакей; но, когда мы твердо ставим свое требование, они живо поджимают хвосты и начинают обнаруживать похвальную скромность!.. Я не враг России… Больше, чем кто-нибудь, я знаю ужасы войны; но бывают моменты в государственной жизни, когда известный народ должен все ставить на карту… И поверьте, эти господа не рискнут на войну с нами. Они ловко пользуются нашими страхами, забирают нас в руки, показывая одно пугало за другим, но как только мы в свою очередь им покажем когти, они первые в кусты… Только, знаете, надо показывать когти-то разом и решительней… Чтобы они чувствовали!

Запад ошибается насчёт России. Он думает, что мы так ослаблены войной, что всё наше могущество уже иссякло. Это ошибка. Нацию, состоящую из ста миллионов людей, способных жертвовать собой за идею, не так легко стереть. Россия жива, и, если будут перейдены известные пределы, она решится воевать… И тогда уж несдобровать любому чужеземцу.

Верьте мне, при хороших войсках и опытных генералах и офицерах нет неприступных крепостей… Гибралтар можно взять, не то что эти форты… Разумеется, если уверить себя, что этого вот нельзя − так и ум утратит силу… Прежде всего нужно иметь дерзость при знаниях и таланте, а остальное все приложится… Расчет и дерзость.

Границу надо защищать под Кушкой − если мы не хотим потом ее защищать под Таганрогом.

Дисциплина заключается не в рабском исполнении желаний начальника. Она не только допускает, но требует рассуждений. Дисциплина не в форме, а в духе.

Неудача всегда на войне возможна: победу дает Бог, но грешно шутить войною, а коль дошутился, плати собственной кровью, а не кровью наших мучеников-солдатиков да молодцов армейских строевых офицериков!

Нужно Азию бить не только по загривку, но и по воображению.

Боже сохрани, тот же русский человек случайно, скромно заявит, что русский народ составляет одну семью с племенем славянским, ныне презираемым, тогда в среде доморощенных и заграничных иноплеменников поднимаются вопли негодования.

…Если кто-либо банкрутился перед царем и народом, то, конечно, та же интеллигенция.

В минуту самых тяжких испытаний, когда не думал вернуться живым, я всякий раз спрашивал себя, виноват ли я настолько, чтобы краснеть перед государем, и всякий раз совесть говорила мне, что нет, …с таковым же ответом готов я предстать и перед Богом.

Я готов написать на своем знамени − Россия для русских и по-русски, и поднять это знамя как можно выше.