Денис Григорюк

СВО после референдумов

В какой форме продолжится война

В Донбассе никто не рассчитывал, что после завершения референдума о вхождении ДНР в состав Российской Федерации молниеносно наступит мир. Напротив, все готовятся к эскалации конфликта, так как украинское руководство заранее заявило, что проведенные плебисциты в Донбассе, Запорожской и Херсонской областях никак не повлияют на намерение Киева вернуть себе неподконтрольные территории.

Поэтому утренний обстрел по первому лицею и гостинице Park Inn не воспринимается как нечто необычное или к чему не были готовы жители Донецка. Удар преднамеренно был нанесен высокоточным вооружением по зданию, где еще вчера проводили референдум, а в отеле живут российские журналисты, которые являются непременной целью для украинских артиллеристов. Это показал и недавний обстрел гостиницы в Херсоне, где жили корреспонденты RT. Напомню, что в результате того удара погиб экс-депутат Верховной Рады Алексей Журавко, который после Майдана ушел в оппозицию и покинул территорию Украины.

Впрочем, ближайшее будущее обещает быть непростым. Конфликт входит в новую фазу, которая может отличаться от предыдущих. Предлагаю рассмотреть несколько вариантов развития событий в ближайшее время.

КТО или война

Еще до объявления частичной мобилизации в России в Сети активно обсуждалась возможность смены юридического статуса боевых действий. Пока сложно сказать, на какие меры пойдет российское руководство, но несколько вариантов имеются.

Глава Крыма Аксенов в недавнем интервью заявил, что вхождение ЛДНР и Запорожья с Херсоном в состав Российской Федерации повлечет за собой смену юридического статуса. В Кремле могут отказаться от формулировки «специальная военная операция» и по примеру чеченского конфликта объявить «контртеррористическую операцию» уже на своей территории, которую контролирует противник. Это будет сделано в случае, если Киев откажется вывести свои войска с пока еще не освобожденных территорий ДНР, Херсонской и Запорожской областей.

Заранее можно сказать, что Украина не станет давать заднюю и, напротив, готовит контрнаступление на вышеупомянутые территории. Соответственно, можно с уверенностью сказать, что боевые действия продолжатся. Но есть вероятность того, что Россия может пойти на радикальные меры — объявить Украине войну.

В таком случае одной сменой юридического статуса не ограничится. Объявление войны означает не только разрыв дипломатических отношений, но, что намного важнее, экономических. В таком случае украинская ГТС перестанет функционировать. То есть газ в Европу прекратит поступать с еще одной трубы. Для ЕС это в крайней степени неприемлемый ход событий.

«Северный поток — 2» не качает голубое топливо в страны Европейского Союза, на днях «Северный поток — 1» также перестал гнать газ, так как произошел теракт на одном из участков трубопровода. Профит с этого имеют США и их сателлиты в лице Польши и Украины, которые могут заработать на этом. В случае объявления войны Европе грозят тотальные проблемы с газоснабжением. Думаю, что европейские политики попытаются, насколько это возможно, не допустить, чтобы такой вариант воплотился в реальность.

Удары ядерным оружием

Вне зависимости от юридического статуса, военная доктрина России допускает применение тактического ядерного вооружения, если территориальной целостности страны будет что-то угрожать. Наличие украинских войск на новообретенных территориях позволяет российскому руководству пойти на столь серьезный шаг.

Этот вариант активно обсуждается в западных медиа. Ситуация напоминает январь-февраль текущего года, когда Запад активно форсил тему «российского вторжения» на Украину. Тогда Зеленский и компания категорически отрицали этот вариант событий, хотя на поверку оказалось, что они врали, чтобы не допустить экономических проблем в стране, по сути, ценой жизней собственного населения. Сейчас украинский президент также отрицает возможность ядерного удара, хотя его западные «партнеры» раскручивают эту тему, как могут.

Украинские Telegram-каналы все же не верят своему руководству, поэтому высказывают свои предположения на тему того, куда же ударит Россия. В качестве одного из возможных направлений — юг. Якобы Кремль намерен таким образом сорвать контрнаступление ВСУ на Херсон и Энергодар в Запорожской области.

Более логичным вариантом нанесения удара тактическим ядерным вооружением кажется полигон Яворов во Львовской области. Здесь располагаются западные кураторы, к тому же имеет значение географическое расположение. Рядом находится Польша. Кроме того, что Россия уничтожит полигон вместе с западным вооружением и местом дислокации инструкторов, также это будет некий сигнал польским «горячим головам», которые пока не официально, но рассматривают вариант присоединения Львова.

Уже сейчас западные эксперты утверждают, что предотвратить такой удар будет крайне сложно. Считается, что будет использовано гиперзвуковое вооружение, которое сбить невозможно. В качестве меры предостережения США выбрали угрозы. В Вашингтоне сообщают, что в случае удара России по Украине будет «уничтожен Черноморский флот» в Крыму.

Заморозка конфликта

Этот вариант выглядит менее вероятным, но его также рассматривают различные эксперты. На носу холода, которые сыграют свою роль в геополитической борьбе. В первую очередь, это коснется Европы, которая менее всех из западных игроков заинтересована в продолжении конфликта. ЕС необходимо решить вопрос энерго- и газоснабжения. Эта проблема является наиболее острой, а впереди еще кризис продовольствия, который обещает быть не менее сложным, чем нынешний, связанный с газом и энергией.

Значение имеет смена погодных условий. Раскисшая земля создаст определенные трудности для пересечения местности. Степи превратятся в непроходимые территории, что ограничит стороны конфликта в наступательных действиях. Впрочем, остается авиация и БПЛА, да и артиллерийские дуэли, скорее всего, не прекратятся. Зима 2015 года показала, что в холодный сезон также можно воевать и даже вести наступательные действия. Так что в этом случае погодные условия хоть и сыграют свою роль, но не станут определяющим фактором.

Украине также невыгодно замораживать конфликт. В Киеве осознают, что затишье на фронте позволит России провести перегруппировку войск, перекинуть резервы в виде мобилизованных, а также начать перевооружение. Уже сейчас ударные беспилотники на юге Украины показывают свою эффективность. Наличие большого количества БПЛА сыграет свою роль в настоящем конфликте.

Поэтому Зеленский и гонит свои войска на укрепленные позиции союзных войск, не считаясь с потерями, которые восполняются вновь и вновь мобилизованными украинцами. Мобилизационный потенциал Украины все еще высок, так как руководство ограничило выезд мужского населения, вплоть до студентов иностранных ВУЗов, а с 1 октября военнообязанные женщины не смогут выехать из страны. Этими силами Киев и пытается воевать до последнего, до прихода холодов. Поэтому Украина уж точно не пойдет на прекращение боевых действий. Напротив, попытаются «отжать» как можно больше территорий до прибытия подкрепления.

Со стороны России пока не видно намерений заморозки конфликта. Об этом говорит частичная мобилизация. Кремль разочаровался в переговорах, которые выходили боком именно России, так как противник использовал процесс в своих корыстных целях и не выполнял свою часть «сделки». Впрочем, ситуация с обменом пленных показала, что все же есть в мире посредники, которые становятся неким мостиком между Москвой и Киевом. Но означает ли, что Эрдоган и представители Саудовской Аравии смогут хоть и на время, но примирить стороны? Вопрос остается открытым.

Единственное, что можно сказать наверняка - война продолжится в том или ином виде, даже если и на время интенсивность боестолкновений прекратится. Времена мирного урегулирования остались в прошлом. Теперь даже дипломаты высказываются достаточно радикально, чего нельзя было сказать до февраля 2022 года.