Свободное падение людей
Мария Рузанова

Свободное падение людей

Человечество всеми мыслимыми и немыслимыми способами пытаются освободить от морали

В одной из известных в России онлайн школ английского языка общий курс, построенный по лучшим западным стандартам, предлагает своим взрослым ученикам, помимо прочего, следующие темы для изучения и обсуждения: «Чайлдфри», «Брак с самим собой», «Свобода слова», «Фейковые новости», «Политический прогресс женщин», «Права животных», «Глобальный язык» и т.п.

Темы довольно животрепещущие и активно продвигаемые в западном обществе и, возможно, по этой причине затрагиваемые в курсе. Тем не менее, создается стойкое ощущение, что через изучение языка ученикам преподносятся не нейтральные культурные аспекты жизни в англоязычных странах, а ненавязчиво и вполне открыто, вводится «новое» нормальное как нечто альтернативно-прогрессивное, для начала в виде обсуждения.

Еще одна актуальная тема, также часто всплывающая в ходе курса, — новый вид работы в формате «цифрового кочевника» (digital nomad). Человек, имея удаленную работу, может перемещаться по миру (где есть стабильный Интернет), жить в разных странах, как бы подспудно изучая новые культуры, знакомясь с новыми людьми, традициями и т.д. Что ж, вполне интересное занятие, подумает читатель, совмещение, как говорится, «приятного с полезным» для общего развития.

Однако не все так просто. Там же в уроке даются «советы бывалых кочевников»: не останавливаться в общежитиях, так как сложно работать, когда вокруг много людей; заводить друзей среди таких же «кочевников», через приложения для знакомств; ходить на «вечеринки-обнимашки» (cuddle party). Вы слышали о таких вечеринках?

На сайте АФИША DAILY в разделе «опыты» (29 июля 2019 года!) можно прочитать опыт некой Миланы Логуновой: «Сегодня я впервые на Cuddle Party (cuddle переводится как «прижаться», «обнять»). Это досуг с терапевтическим эффектом, когда можно ненадолго представить, что у тебя есть близкий человек и что ты для него очень важен. А также — что у тебя этих близких очень много, и они все хотят тебя обнять, расцеловать, обогреть. … Cuddle Party появились в США в начале нулевых. Идея такого развлечения пришла в голову двум друзьям — Риду Михалко и Марсии Бексиньской. Сегодня в мире существует целое каддл-сообщество, с его помощью можно получить сертификат тренера по объятиям. Таких специалистов обучают «основам фасилитации», то есть модерации подобных событий. Большинство встреч, которые проводит фасилитатор, платные, в Москве это стоит около тысячи рублей». Каддл-сообщество?! Тренер по объятиям?! Обниматься с незнакомцами, да еще и платно?!

Читаем далее: «Сегодня встречу организует Мария Зобина, она первая, кто организовал вечеринки в Москве. Однажды ее подруга была на Cuddle Party в Нью-Йорке и рассказала ей о своем опыте. Тогда Мария создала российскую группу на свой лад, не связываясь с мировым каддл-сообществом, потому что она уже работала телесным терапевтом. “На Cuddle можно не только обниматься, - говорит Мария в самом начале. - Вы можете учиться отказывать, обозначать свои границы, просить у другого человека то, чего вам хочется, принимать заботу о себе”».

Практически все новомодные течения, как правило, под видом «ты свободен выбирать, что тебе нравится» перефокусируют взгляд человека на самого себя, одновременно подталкивая его обособляться от всего традиционного, то есть «консервативного»; общественного, то есть «стадного»; патриотического, то есть «националистического».

«Свобода» по-новому — это свобода от своих корней, от семьи, от понятий «дом», «Родина». Другими словами, свобода от всего, что является для человека якорем, удерживает от «отрыва» от реальности, что поддерживает в трудную минуту и требует определённого труда и ответственности. Но так как в человеке заложена потребность во всех этих жизненно важных «якорях», ему предлагается суррогат — искусственные общественные движение «ни о чём», быстрые отношения «без обязательств», неестественные связи, неестественная пища, список можно продолжить.

В 1942 г. английский филолог, писатель, Клайв Льюис, более широко известный нам как автор «Хроник Нарнии», написал небольшое произведение — «Письма Баламута».

Во время Второй Мировой войны К. Льюис был ополченцем и рассматривал её как битву между вселенскими силами Добра и Зла. В «Письмах Баламута» повествование ведется от лица одного беса-наставника другому бесу по поводу его «подопечного» человека, душу которого тот пытается приобрести. «Врагом» в письмах называется Иисус, «отец наш», соответственно, дьявол. Книга не теряет актуальности и сегодня, так как, как бы человечество не кичилось своим прогрессом, пороки остаются неизменными и методы искушений тоже. Вот отрывок из этого произведения: «Всегда помни, что удовольствие, испытываемое в здравой, нормальной и плодотворной форме, лежит в зоне действия Врага. Я знаю, что с помощью удовольствий мы завладели многими душами. Тем не менее, удовольствие — Его изобретение, а не наше. Он сотворил все радости и развлечения, а наши научные поиски до сих пор не дали результатов. Мы можем только побуждать людей к наслаждению тогда, когда это запрещено Им. Поэтому мы всегда стараемся отвести человека от естественных удовольствий к менее естественным, утратившим связь со своим Творцом и приносящим меньше радости. На этом пути формула человеческого падения такова: все больше жажда, все меньше удовлетворение. Это надежный путь, вполне в духе современной нравственной моды. Завладеть душой человека и не дать ему взамен ничего — истинная радость для отца нашего».

В Интернете можно найти много упоминаний этой цитаты из Декларации ВОЗ при ООН от 2000 г.: «Чтобы прийти к созданию единого мирового правительства, необходимо освободить людей от их индивидуальности, от привязанности к семье, национального патриотизма и религии, которую они исповедуют». Откровенно говоря, цитата довольно растиражированная, но источник, даже после длительных поисков, найти не удалось.

Тем не менее, идея, изложенная в цитате, вполне реальна. Она начала активно тиражироваться еще в 40-х гг. прошлого столетия.

Доктор Джордж Брок Чисхолм, канадский психиатр, кавалер ордена Канады, ордена Британской империи (1896-1971), глава Всемирной федерации психического здоровья, а затем генеральный директор Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Организации Объединенных Наций. В обращении, спонсируемом Психиатрическим фондом Уильяма Алансона Уайта, произнесенном в октябре 1945 г. в Вашингтоне, округ Колумбия, перед большой группой психиатров и высокопоставленных правительственных чиновников, Чисхолм заявил: «Какое основное психологическое искажение можно обнаружить в каждой цивилизации, о которой мы что-либо знаем? Единственной психологической силой, способной порождать эти извращения, является мораль — концепция правильного и неправильного. Переосмысление и, в конечном счете, искоренение концепции правильного и неправильного являются запоздалыми целями почти любой психотерапии. Если раса хочет освободиться от своего пагубного бремени добра и зла, то именно психиатры должны взять на себя первоначальную ответственность».

Человечество всеми мыслимыми и немыслимыми способами пытаются освободить от морали. Это происходит с нами сегодня. Это угрожает нашим будущим поколениям. Кто-нибудь готов жить в «светлом будущем» без моральных ориентиров? Ответ, думается, однозначен — в здравом уме НИКТО.