Школа и учитель
Алексей Сокольский

Школа и учитель

Русские надежды и тревоги

5 октября в России традиционно отмечается День учителя. Ясно, что пройдут небольшие торжества, на школьных линейках ученики поздравят педагогов, чиновники разного уровня вручат грамоты лучшим учителям. И на этом все, пожалуй, и закончится, а жизнь опять повернет к привычным будням, когда об учителях будут вспоминать только родители, волнуясь за успеваемость своих чад.

А ведь учитель является одной из четырех профессий, на которых стоит любая цивилизация. Священник оберегает нашу душу, врач лечит тело, воин защищает нас от врагов, а учитель формирует подрастающие поколения, которым в будущем придется строить страну. Если хоть какая-то из этих профессий оказывается в загоне и получает низкий общественный статус, то тогда следует ожидать бедствий в государстве, где это произошло.

От качества выпускников школ, техникумов и вузов зависит качество жизни в том или ином государстве. Русские неслучайно умели противостоять вражеским нашествиям, освоили пространства, которые превратили Россию в крупнейшее государство мира, первыми прорвались в космос и создали великую литературу, не имеющую аналогов во всем мире. Русская школа подготовила взлет цивилизации.

От школы исходят наши победы, но и поражения тоже закладываются в ней. Так уж сложилось, что меньше всего на свете мы знаем… свою Родину. И эта беда приключилась с нами не вчера, а несколько веков назад, когда российская элита повернулась лицом к Западу.

Великий педагог XIX столетия К. Д. Ушинский писал: «В последнее время мы довольно часто обвиняли иностранцев в том, что они плохо знают Россию, и действительно, они знают ее очень плохо; но хорошо ли мы сами ее знаем? Нам кажется, что произошло бы прелюбопытное зрелище, если б произвести экзамен из знаний, касающихся России, многим нашим администраторам, профессорам, литераторам, всем окончившим курс в наших университетах, лицеях, гимназиях и если б ставить отметки с той же строгостью, с какой ставятся за границей ученикам первоначальной школы по сведениям, касающимся их родины; наверно, можно полагать, что полных баллов было бы очень немного…

Мы положительно убеждены, что плохое состояние наших финансов, частый неуспех наших больших промышленных предприятий, неудачи многих наших административных мер…, наши лопающиеся акции, пребывание громадных дел в руках безграмотных невежд и пребывание ученых техников без всякого дела, нелепые фантазии нашей молодежи и не менее нелепые страхи, которыми так ловко пользуются люди, ловящие рыбу в мутной воде, – все эти болезни, съедающие нас, гораздо более зависят от незнания нами нашего отечества… Мы убеждены, что все эти болезни и многие другие сильно поуменьшились бы, если б в России вообще поднялся уровень знаний о России…»

К сожалению, ничего не изменилось и в XXI веке. Сформировались целые когорты молодых людей, страдающие невежеством в отношении России. Они знают английский язык, оперируют модными терминами, ищут престижную работу в ТНК, но страна, в которой они проживают, остается для них темным дремучим лесом.

Но русский учитель в этой ситуации не виноват. Его в годы преклонения перед «Болонкой» замордовали чужими стандартами, завалили кипами ненужных бумаг, заставили работать вхолостую. В результате мы и получили то, что получили.

Русского учителя необходимо раскрепостить, а он уж ведает, как поднять уровень образования.

А еще в школу надо вернуть Православие, только по-настоящему, а не виде ОДНКР, «Основ религии» или чего-то подобного − аморфного, тягучего и ничему не научающего.

И в русскую школу срочно требуется возвратить изучение церковнославянского языка. Его выдающийся русский организатор школы С. А. Рачинский почитал главнейшей потребностью для развития разума ребенка и родной речи: «Обязательное изучение языка мертвого, обособленного от отечественного, целым рядом синтаксических и этимологических форм, а между тем столь к нему близкого, что изучение его вполне доступно на первых ступенях грамотности, – это такой педагогический клад, которым не обладает ни одна сельская школа в мире. Это изучение, составляя само по себе превосходную умственную гимнастику, придает жизнь и смысл изучению языка русского, придает незыблемую прочность приобретенной в школе грамотности».

Русский учитель имеет такое наследие, равного которому сложно найти сейчас на Западе. Надо бы им воспользоваться, чтобы русская школа не просто жила и процветала, но готовила истинных граждан своего Отечества.

С Днем учителя, дорогие педагоги, воспитатели и все, кто трудится на ниве русского просвещения!