Западный след махачкалинских событий
Сергей Николаев

Западный след махачкалинских событий

Северный Кавказ – вновь поле Большой игры

Беспорядки в Махачкале напомнили многим о событиях нулевых, когда на территории Дагестана шла настоящая террористическая война. Боевики-джихадисты тогда убивали полицейских, чиновников, религиозных деятелей (не разделяющих идеи ваххабизма), продавцов алкомаркетов и вообще всех, кто не вписывался в их схему жизни.

Дело, конечно, не в ассоциациях, которые в любом случае будут натянуты, а в том, что «зубы дракона», посеянные в нулевых, начали давать сегодня всходы. Именно на это указал Владимир Путин, выступая по итогам совещания Совбеза, особо подчеркнув, что, помимо украинских ТГ-каналов, в организации беспорядков была задействована агентура западных спецслужб.

По всей видимости, он имел в виду те агентурные сети, которые были созданы на Северном Кавказе в девяностых и нулевых и частично сохранились до наших дней. Не секрет, что террористическое подполье на Северном Кавказе управлялось и финансировалось из-за рубежа западными спецслужбами, иногда с использованием «исламских» фондов-прокладок, иногда напрямую.

Особенно выделялись на этом фоне британские спецслужбы, для которых Северный Кавказ традиционно являлся площадкой «Большой игры» чуть ли не с 18 века. Так, «волонтеры» британской НКО «Хейло траст» обучали северокавказских террористов подрывным работам. Можно вспомнить загадочную смерть в 1998 году в Чечне четырех британских «инженеров связи», откомандированных в мятежную республику Ми-6 и находившихся под личным покровительством Масхадова.

А в 2001 году в Дагестане был задержан британский подданный, уроженец Лондона Джон Бенени, агент Ми-6 и оператор САС (якобы бывший). Стало известно, что британец из лондонского аэропорта Хитроу вылетел в Тбилиси, а затем через Панкисское ущелье перебрался на территорию Чечни в отряд полевого командира Раббани и уже оттуда проник в Дагестан с заданием формирования террористической сети и осуществления ряда терактов.

Отметим, что всегда особые надежды (как правило, беспочвенные) врагам нашей страны внушал Дагестан. Они были убеждены, что многонациональную республику с высоким уровнем религиозности и со сложными социально-экономическими проблемами взорвать проще всего. Однако раз за разом эти надежды не оправдывались. Так, в 1999 году во время нападения ваххабитских отрядов с территории Чечни множество дагестанцев встали на защиту республики и территориальной целостности России. А в нулевых российским силовикам удалось справиться и с беспрецедентной агрессией международного терроризма, пусть и ценой немалых жертв.

Террористическое подполье было разгромлено, однако его остатки были глубоко законспирированы и переведены в спящий режим. Впрочем, часть из них была активирована во время гражданской войны в Сирии, и они обеспечивали приток пушечного мяса в террористические группировки джихадистов, действующие на Ближнем Востоке. Ну и все это время происходила тайная и очень осторожная вербовка молодежи. В отличие от нулевых, вся она происходила в буквально «ручном режиме», когда каждый потенциальный кандидат тщательно изучался, выявлялись все его контакты, и только после этого к нему «подкатывали» с предложением.

И уже эти завербованные сформировали в Дагестане новую подпольную сеть, центрами которой стали не только подпольные салафитские мечети, но и «качалки» и клубы ММА и единоборств. Первый звоночек прозвенел прошлой осенью, когда эта сеть была впервые задействована и были организованы довольно масштабные выступления против мобилизации. Однако тогда предпочли все списать на ошибки властей и «перегибы на местах», создавшие благоприятный фон для провокаторов с Украины. И принятые меры оказались явно недостаточными.

В результате этого мы и получили беспорядки в аэропорту Махачкалы. Но на этот раз попытки все списать исключительно на канал «Утро Дагестана», который в реальности был всего лишь сигнальной ракетой для приготовившихся радикалов, были пресечены на самом верху. Президент России отчетливо дал понять, где надо работать, указав на западный след. И остается надеяться, что наши правоохранительные органы, работая с задержанными участниками и организаторами беспорядков, сумеют размотать все цепочки и вскрыть возрожденную подпольную сеть.