Безъядерный статус Японии всегда был фикцией
9 ноября 2023 года премьер-министр России Михаил Мишустин отдал распоряжение о выходе из подписанного с Японией 30 лет назад двустороннего соглашения о содействии в ликвидации ядерных вооружений, которые наша страна сокращала по международным или внутренним решениям. В рамках этой договоренности даже был создан комитет для обмена соответствующей информацией.
В 1993 году российские власти проводили прозападный курс, и трендом в политике были односторонние уступки. Что же конкретно до этого соглашения, то оно подносилось российскому обществу как чрезвычайно важное, поскольку является первым договором с Японией в сфере безопасности и потому значительным шагом к мирному договору и дружбе между нашими странами. И вот теперь этот реликт ельцинских «святых девяностых» приказал долго жить.
Никакой дружбы не получилось, мирный договор не заключили, а после того, как США разрушили систему ядерной безопасности, вынудив нас выйти из договора о моратории на испытания ЯО, сохранение соглашения с Японией стало вовсе абсурдным.
К этому можно присовокупить, что Токио, помимо откровенно враждебной политики в отношении России, не исполняет даже своих собственных законов в данной отрасли, основанных на трех принципах, касающихся ядерного оружия – «не владеть, не производить и не хранить».
Как минимум с начала семидесятых годов американские боевые корабли, носители ядерного оружия, швартовались в портах на территории Японии. На это прямо указывают недавно рассекреченные документы Пентагона. То есть, наличие ядерного оружия на базах на островах Чичи-Джима и Иво-Джима, у городов Атсуги, Мисава, Итацуки и Комаки, а также наличие «громадного ядерного арсенала» на Окинаве (остров находился под полным американским контролем до 1972 года) было известно и санкционировано японскими властями. Еще в 1960 году американский президент Дуайт Эйзенхауэр и японский премьер Нобусукэ Киси подписали секретный договор о хранении американского ЯО на японской территории, абсолютно незаконный с точки зрения Конституции Японии.
То есть, «неядерный статус» являлся и является фикцией и ложью. Причем, судя по всему, дело не только в размещении американского ЯО на японских островах, но и в ядерных амбициях самого Токио.
Еще в феврале 2003 года тогдашний пресс-секретарь Управления национальной обороны Японии Манабу Шимамото сообщил, что в 1995 году (спустя два года после подписания ныне отмененного российско-японского соглашения) власти страны рассматривали возможность создания собственного ядерного оружия.
За год до этого, в апреле 2002 года, глава либерально-демократической партии Иширо Осава заявил, что Япония могла бы в сжатые сроки создать «тысячи ядерных боеголовок» для обеспечения собственной безопасности (от кого?).
В том же году генсек кабмина Страны восходящего солнца Фукуда заявил, что хотя Конституция не допускает участия Японии в войнах, это не означает отказ от ядерного оружия.
Можно вспомнить и то, что чуть ли не главным нарративом японских СМИ и экспертного сообщества весной 2022 было утверждение, что война на Украине произошла потому, что США, Россия и Великобритания в 1994 году вынудили Киев согласиться на ликвидацию ядерных сил и передачу этих боеголовок Москве, из чего делается вывод, что по-настоящему защититься от внешних угроз (большей частью вымышленных) Япония может, только получив собственное ядерное оружие.
И самое главное – у Токио есть все технические возможности для его создания. Более пятидесяти ядерных реакторов и почти 40 тонн плутония позволят, по мнению экспертов, получить ЯО менее чем через полгода.
К этому можно добавить, что все ядерные устремления Токио поддерживаются и подогреваются Вашингтоном, который очень заинтересован в существовании прокси с атомной бомбой, которые могли бы развязать ядерную войну в АТР без участия США.
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках