Тит Ливий и мир XXI века
Алексей Сокольский

Тит Ливий и мир XXI века

Чему может научить нас древнеримский историк

2 января 17 г. от Р. Х. ушел в лучший мир древнеримский историк Тит Ливий. Его перу принадлежит многотомная «История Рима» («История от основания Города»). Но до нас все тома не дошли. Время было безжалостно к его главному труду.

Годы жизни Тита Ливия пришлись на период гражданских войн. Ему удалось узреть возвышение Гая Юлия Цезаря, переход от Республики к Империи и принципат Августа.

Историк находился в личных дружеских отношениях с Императором Октавианом Августом, а еще он некоторое время являлся учителем будущего Императора Клавдия.

Тита Ливия с эпохи Поздней Античности почитали как «славного и мудрого мужа». На его сочинениях выросли целые поколения политиков в Европе.

Элита знала, что давать читать своим детям. Подмечено, что упадок правящих слоев в Европе и США начался после изгнания классического образования из школ и вузов в XX столетии и отказа от изучения древних языков. Теперь условная Анналена Бербок и слыхом не слыхивала о Тите Ливии, а потому не стоит и удивляться прогрессирующему идиотизму в речах этого министра иностранных дел ФРГ. Диплом о высшем образовании совсем не говорит о настоящей образованности человека…

Давайте мы обратимся к Титу Ливию, может быть с его помощью и поймем наши дни:

v Лишь тот сможет зваться мужем, кого попутный ветер не увлечёт, а встречный не сломит.

v Условия мира предписывает не тот, кто просит о нем, а тот, кто его дает.

v Исход крупных дел часто зависит от мелочей.

v Люди пугают других, чтобы не бояться самим.

v Если нельзя избежать опасности, что толку в трусости, которая все равно не защитит тебя?

v На первом месте стоит человек, который сам может подать дельный совет; на втором − тот, кто этого совета послушается; а тот, кто сам совета не даст и не подчинится другому, тот − последний дурак.

v Всякая толпа похожа на море: его могут всколыхнуть и легкий ветерок, и ураган.

v Нет ничего презреннее, чем мнение толпы.

v Лучше поздно воспротивиться наглости и безрассудству, чем никогда.

v Как больной человек ничтожное заболевание переносит труднее, чем здоровый тяжелую болезнь, так и больное потрясенное государство не перенесет никакой беды, и не потому, что эта так тяжела, а потому, что нету сил поднять еще какое-то бремя.

v Предательство, пусть вначале и очень осторожное, в конце концов выдает себя само.

v При смертельной опасности и едва тлеющей надеждой, самые дерзкие меры − самые безопасные.

v В том и состоит главная польза и лучший плод знакомства с событиями минувшего, что видишь всякого рода поучительные примеры в обрамленье величественного целого; здесь и для себя, и для государства ты найдешь, чему подражать, здесь же − чего избегать: бесславные начала, бесславные концы.

v Толпа всегда такова: она либо рабски пресмыкается, либо свирепо властвует, свободы же, которая лежит посредине меж тем и другим, не может ни принять, ни воспользоваться ею.

v Если существует тягость, которую ты хочешь возложить на подчиненных, первым подставь собственные плечи – и все послушно последуют за тобою. Издержки не будут нестерпимы, если люди увидят, что каждый из лучших граждан участвует в них такою долею, которая, говоря откровенно, превосходит его силы… Если общественным интересам ничто не угрожает, мы можем быть спокойны и за собственное добро. Предав общее дело, напрасно хлопотать о своем!..

v Афиняне вели войну против Филиппа V Македонского на письме и на словах, которыми они только и сильны.

v Причина и начало этих междоусобиц, по преданию, вызваны были соперничеством партий, которые служили и будут служить для большинства народов источником гибели их в большей мере, чем внешние войны, чем голод, эпидемии и все другие общественные бедствия, которые люди приписывают гневу богов, считая их самыми ужасными.

v О друзьях следует судить по их делам, а не по их словам.

v Надежда победить приближает победу, уверенность в победе лишает нас ее.