«Польскому сантехнику» хочется ядерного оружия
Максим Кустов

«Польскому сантехнику» хочется ядерного оружия

Безопасность человечества под угрозой

На протяжении последних столетий невероятная переоценка собственной значимости в этом мире справедливо считалась важнейшей частью польского менталитета. Кто не знает о том, что «войско Польско Берлин брало, а советско — помогало»?

Любили и любят поляки помечтать о своем величии. Маршал Юзеф Пилсудский, например, грезил: «Польша же, как самое большое и сильное из новых государств, могла бы легко обеспечить себе сферу влияния, которая простиралась бы от Финляндии до Кавказских гор».

И о будущем России у него было видение: «Замкнутая в пределах границ времен шестнадцатого века, отрезанная от Черного и Балтийского морей, лишённая земельных и ископаемых богатств Юга и Юго-Востока, Россия могла бы легко перейти в состояние второсортной державы».

В нынешнем веке поляки сумели украсить европейский фольклор анекдотами о польском сантехнике, но при этом сохранить гипертрофированное представление о собственной роли в мире.

Сейчас традицию ясновельможных сладких грез наяву достойно поддержал польский генерал в отставке Ярослав Крашевский. Возжаждал пан генерал ядерного оружия в Польше:

«Я считаю этот сценарий вполне реальным. Те, у кого есть ядерный потенциал, имеют очень высокий уровень безопасности. Обычно такие страны не подвергаются нападениям и даже не учитывается возможность проведения каких-либо действий, направленных на возникновение локального кризиса. Поэтому обладание таким арсеналом я рассматриваю как задачу на ближайшие годы».

Можно, конечно, расценить слова генерала Крашевского как всего лишь классическую ясновельможную болтовню. Дескать, чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало.

Но нельзя не замечать того, что среди польской военной и политической элиты есть силы, всерьез рассчитывающие на обретение ядерного оружия. Для начала, разумеется, под присмотром «старших товарищей» из НАТО, лишь бы завезли его на территорию Польши. А дальше возможны варианты…

Польские политики в последние годы усиленно стараются доказать свою неадекватность. Чего стоит одно только намерение получить репарации с Германии и России за Вторую Мировую войну. Тут стоит вспомнить о том, что значительная часть современной польской территории — это немецкие земли, подаренные излишне щедрым Иосифом Сталиным. На таком фоне польские требования выглядят особенно пикантно.

Министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский милостиво объявил: «Если Берлин хочет перечислить деньги — пожалуйста. Мы даже сделаем скидку, если деньги поступят до конца года. Но серьезно: деньги — это сложный вопрос во время войны и кризиса».

Надо полагать, что немецкое правительство, обрадованное милостивой польской скидкой, уже поручило министру финансов в Варшаву срочно деньги отправить…

С России в Польше тоже жаждут репарации получить. Президент страны Анджей Дуда говорил: «Германия начала Вторую Мировую войну и напала на Польшу. Конечно, Россия присоединилась к этой войне позже, поэтому я считаю, что мы должны требовать репараций и от России… Я думаю, что мы должны это сделать. Не вижу причины, по которой мы должны были бы этого не добиваться».

И никуда, разумеется, не делись территориальные претензии поляков. Популярный в Польше лозунг «вернем Вильно и Львов» можно еще расценивать как проявление относительной умеренности в географических аппетитах. Более радикальные персонажи жаждут Польши от моря и до моря, от Балтийского до Черного. Чем все эти устремления могут обернуться в ближайшем будущем? Понятно лишь одно — ничего хорошего никому ждать не приходится, в том числе и «старшим товарищам» Польши.

Но очень сомнительно, что находящийся в «глубоком ку-ку» президент США Байден сумеет это понять…