Эпоха Вырождения
Мария Рузанова

Эпоха Вырождения

Предсмертная агония европейской культуры

«И как они не заботились иметь Бога в разуме,

то предал их Бог превратному уму — делать непотребства»

(Евангелие, Послание к Римлянам 1:28)

В Европе наступила эпоха Вырождения. Культура, как зеркало общества, проявляет все симптомы этого. Если кому-то недостаточно было церемонии открытия Олимпийских игр в Париже этим летом, чтобы убедиться, есть более свежий пример — гастроли австрийской труппы в Штутгартской государственной опере.

Обычно опера не вызывает ассоциаций с чем-то непотребным. Но, судя по представленной публике опере «Святая» по мотивам экспрессионистской оперы Пауля Хиндемита столетней давности «Святая Сусанна», в мире оперной музыки многое изменилось. Творение австрийского хореографа Флорентины Хольцингер показало квинтэссенцию морального падения.

Согласно британскому изданию The Guardian, 18 посетителей Штутгартского государственного оперного театра были настолько поражены представлением, что им пришлось обратиться за медицинской помощью из-за внезапных приступов дурноты.

«За всю мою долгую жизнь хождения по театрам и концертам лично я видела всего один случай тошноты и рвоты у зрителя — дядька в антракте концерта Винтона Марсалиса в Брайтоне (британском) напробовался ликеро-водочных изделий в буфете», — пишет журналист Люсине Аветян (Lucy Dickerson) на своей странице Вконтакте.

В Европе настали времена, когда от «искусства» тошнит уже в самом прямом, физиологическом смысле этого слова.

По данным немецкой газеты Süddeutsche Zeitung, в одной из сцен оперного спектакля из тела «актрисы» вырезали живой кусок плоти и жарили его на гриле, чтобы проиллюстрировать Евхаристию (тело Христа). В некоторых сценах голые «актрисы» сношались друг с другом и мастурбировали (реально, не имитируя). Другие сцены включали подвешенные на стене тела, имитирующие распятого Христа, поливаемые искусственной кровью.

Как сообщает Daily Mail, «актриса», изображающая Иисуса, шлёпала обнажённую женщину, а другие обнажённые исполнительницы пели, в то время как одна из них засовывала ей в горло меч в форме распятия.

Жуть дичайшая! От одного только перечисления далеко не полного списка происходящих непотребств у человека с нормальной психикой должно возникнуть острое желание умыться и помолиться. И ведь это происходило не на какой-то частной площадке или в закрытом клубе, а в самом что ни на есть государственном оперном театре Штутгарта!

Когда-то европейское искусство взывало к высоким чувствам, к духу, душе. Сегодня постмодернистское искусство Европы взывает к самым низменным человеческим чувствам. И чем ниже эти чувства, тем «талантливее» зрителю представляется «творец». Маховик расчеловечивания уже набрал в Европе настолько высокие обороты, что вышел на уровень общественно приемлемого.


Виктор Шонер, директор Штутгартской оперы, заявил, что искусство всегда стремилось к изучению пределов возможного. В этом смысле автор оперы «Святая» Хольцингер дотянула эти пределы до самого адского дна.

Когда в июне Хольцингер привезла свою оперу в родной город Вену, епископы из Зальцбурга и Инсбрука подвергли её «детище» критике, назвав его «неуважительной карикатурой на святую литургию».

Однако одиозный хореограф заявила, что её произведение создано не с целью высмеять церковь, а скорее представляет собой исследование параллелей между консервативным институтом церкви и сообществами, занимающимися различными формами извращений, включая садомазохистские субкультуры.

Почему-то вспомнилось, как организаторы парижской Олимпиады оправдывались, что и у них не было никакого намерения проявить неуважение к религии, а лишь подчеркнуть общность и толерантность.


В границы этой толерантности входит и заявление Хольцингер, сделанное в интервью газете Guardian, о том, что хорошая техника танца — «это не только когда танцор идеально исполняет батман тандю, но и когда он может помочиться по команде».

Комментарии излишни.

Пострадавшим от оперы «Святая» зрителям компенсация не полагается, т.к. театр их заранее предупредил о возможных физических реакциях на содержание шоу. Другими словами, зрители понимали, что будет жестко. Однако, несмотря на «подготовленность», им все равно стало плохо. Чувствуете градус бесовщины?


Можно было бы предположить, что немецкая публика массово начнет сдавать билеты. Увы, все ровно наоборот — билеты на все пять оставшихся представлений в Государственной опере Штутгарта, а также на два ноябрьских представления в Берлинском народном театре «Фольксбюне» полностью распроданы.

Одно радует, что все те, кто пытался стать проводником подобной «культуры» у нас, к счастью, покинули Россию.