Страшно, аж жуть
Артем Ольхин

Страшно, аж жуть

Детское кино России в условиях импортозамещения

Главный герой фильма видел прорубь, в которой утонула его мать. На его глазах сгорел родной дом, и обстоятельства вынудили скитаться по миру. Прибившись к шайке уличных разбойников под предводительством суровой, тёртой тётки, он начинает совершать преступления, и расплата не заставила себя ждать: мальчик попадает в тюрьму, из которой выходит много лет спустя битым и озлобленным. Теперь его главная цель — месть за напрасно прошедшие годы.

Такую затравку можно было бы легко предложить для любого фильма с участием отмороженного англосакса вроде Стэтхема. Что-нибудь вроде «Гнев человеческий» или кровавая сага о Джоне Уике вписали бы в себя подобные сюжетные элементы совершенно без всяких затруднений. Но мы с вами сейчас говорим о детском фильме, экранизации «Бременских музыкантов», которые в пору новогодних праздников шли в общем прокате и очень широко рекламировались, в том числе на центральных каналах.

Помните, есть такой фирменный стиль новостных сюжетов: «Россия 1» показывает нам фойе кинотеатра, публику, выходящую с сеанса, которая восторженно рассказывает: «Ах, мы словно вернулись в детство. Всё так здорово, такие великолепные спецэффекты, да и сам фильм очень эмоциональный, мы и посмеялись, и поплакали…».

А на деле речь идёт о том, что, поскольку в списке организаций, вложившихся конкретно в эту картину, первым стоит именно канал «Россия 1», поэтому они тратили эфирное время, вечерний прайм-тайм, на раскрутку продукта. Ведь кино — это рынок. Также к появлению странной истории о бременских музыкантах, живущих в мире постмодерна, упадка и подчас ужаса, приложили руку «Союзмультфильм» (работы которого тоже сложно смотреть без дрожи уже много лет) и студия «ТРИТЭ» Никиты Михалкова. Это, кстати, вызывает отдельное удивление — образы страшных зверей, которые лабают рок, совсем недалеко ушли от костюмированных масонских балов, на которые в качестве негативного примера так любят ссылаться создатели передач «Бесогон».

Казалось бы, фильм давно прошел, рейтинги имеет низкие, и ладно, забудем об этом. Но эта версия «Бременских музыкантов» ярко иллюстрирует нам большое количество проблем, с которыми столкнулись отечественная культура вообще и кинематограф в частности.

Сюжет очередной версии старой детской сказки погружает нас в атмосферу, свойственную оккультным фильмам Дэвида Линча (помните «Твин Пикс» или «Малхолланд-драйв»?), или мрачной фантасмагории вроде «Чарли и шоколадная фабрика». В тех же фрагментах, где показывают сцену и выступления, зритель вообще полной чашей отхлёбывает нездорового духа, свойственного клипам Rammstein, Marilyn Manson и многих других «великих и ужасных» рок-исполнителей. «Не рекомендую никому смотреть это. Это не сказка, а фильм ужасов просто... Животные — отдельная тема, хорошо, что я взрослый человек, а то бы ночью не спала, вспоминая эти морды», — такие комментарии можно найти на ресурсах с отзывами о фильме. И в принципе всем жанрам в кино есть место.

Но ведь «Бременские музыканты» заявлены как детский фильм, с аудиторией «6+»!

Получается, что галлюциногенный трип с рваным сюжетом и откровенно депрессивным видеорядом посмотрели в большом количестве даже дети, которые ещё не пошли в первый класс.

Если бы лента была заявлена как артхаус для взрослых, то никаких вопросов. Но это кино для детей.

Вообще не очень понятно, почему в России не существует требований к авторам, снимающим детскую продукцию. И собственно требований к самой продукции.


Алексей Нужный, режиссёр и сценарист «Бременских музыкантов», раньше выпускал, например, сериал «Ольга» — похабную сагу в духе 90-х, в которой герои говорят либо о бабле, либо о сексе, либо о мастурбации. Также в его арсенале есть фильм «Беременный» и много других развлекательных картин на грани фола. Покопавшись в биографии, обнаруживаем, что он учился в New York Film Academy, и это сразу снимает много вопросов. Даже не обязательно быть злонамеренным автором, состоящим в сговоре с мировой закулисой, — просто его так научили, там такая технология. И сегодня, в условиях, когда мы пытаемся произвести как можно больше именно своих фильмов, осуществить импортозамещение, оно пока происходит, к сожалению, по принципу «количеством, а не качеством». Это хорошо видно, когда в кинотеатре зрителю предлагают посмотреть рекламные блоки, анонсы грядущих премьер. Из последнего такого, увиденного перед «Сто лет тому вперёд» (кстати, фильм неплохой, но он для подростков, не для детей), я бы рискнул показать своим семейным не больше пары фильмов из десятка предложенных.

Почему так категорично? Да потому, что ребёнок запоминает и воспроизводит то, что он видит на экране. Именно поэтому и важно, чтобы родители знали, что и когда смотрят их дочери и сыновья. А ещё потому, что настроение фильма, его атмосфера тоже влияют на психику, особенно на детскую. И конкретно в «Бременских музыкантах» эта атмосфера точно не годится для «эмоциональных консервов», которые останутся в сознании ребёнка.

А мозг в этом возрасте запоминает всё и складывает на дальние полки на долгие годы, чтобы потом воспроизвести из подсознания в самый неожиданный момент.


Ещё один важный пункт, по которому «Бременские музыканты» не могут быть детским фильмом, — отсутствие понятного сюжета, который заставил бы сделать однозначные выводы «что такое хорошо и что такое плохо». Как в традиционных русских сказках или стихотворениях поэтов-классиков.

Одним словом, сфера воспитания детей у нас просела сильно и неприятно. И дело не только в некачественной экранизации одной из сказок. В этом году, к счастью, были и удачные, однако не так много, как хотелось бы. Но в целом проблема с тем, что снимают для фильмов и рисуют для мультиков — огромна. Ведь на откуп этой продукции мы отдаём своих детей, когда решаем: ладно, пусть посмотрит пока, а я своими делами займусь.

Те, кто сегодня смотрит фильмы и мультики, завтра будет руководить страной, в которой мы живём. Поэтому требования к детской продукции, её качеству должны быть высочайшими. И пока мы этого не видим. А давно пора. Очень давно.