Украинская авиация подходит к концу
Василий Иваненко

Украинская авиация подходит к концу

Поставки F-16 вряд ли смогут изменить ситуацию

Средства противовоздушной обороны ВКС РФ с начала спецоперации уничтожили более 42 тысяч целей ВСУ, в том числе более 550 самолетов, 180 вертолетов и 27 тысяч беспилотных летательных аппаратов. Об этом сообщил командующий войсками ПВО и ПРО ВС РФ, генерал-лейтенант Андрей Семенов. Как считает военный эксперт Алексей Анпилогов, сегодня воздушные силы у украинской армии практически на исходе.

Семенов отметил — треть уничтоженных украинских самолетов и вертолетов наши военные сбили при помощи переносных зенитно-ракетных комплексов. По его словам, единая система ПВО развернута по всей территории России, включая территории в зоне СВО. Ни одна из армий мира, кроме российской, не обладает опытом создания столь масштабных группировок ПВО. Семенов отметил: с начала СВО более 5,5 тысяч военных войск ПВО были награждены госнаградами, семеро из них получили звание Героя РФ.

Также Семенов указал — Украина применяет американские ракеты ATACMS с кассетными боевыми частями не только по войскам ВС РФ, но и по гражданским объектам. А американские ЗРК Patriot, поставленные Киеву, оказались неспособны не только прикрыть объекты на Украине, но и защитить сами себя. Он назвал «беспрецедентными» условия ведения ПВО в ходе спецоперации — как из-за поставок киевскому режиму западных ракет, так и из-за количества БПЛА, применяемых в бою. Ранее, 21 июня, министр обороны РФ Андрей Белоусов отмечал, что ВС России «владеют инициативой по всей линии фронта в зоне СВО».

Как считает директор аналитического центра «Основание» Алексей Анпилогов, то, что Украина до сих пор обладает некоторым количеством боевых самолетов на фоне активной работы российских ВКС, объясняется несколькими факторами.

«Напомню, что Украинская ССР в результате раздела советского имущества получила свыше 3,3 тысячи летательных аппаратов военного назначения. За годы независимости этот авиапарк неуклонно сокращался, при том что Украина почти не производила собственные военные самолеты. Единственный производитель, который мог это делать, — Харьковское авиационное предприятие в сотрудничестве с компанией «Антонов» в Киеве. Но оба предприятия в основном занимались выпуском военно-транспортных самолетов «Ан», — напомнил эксперт. — К началу 2022-го у Украины было даже меньше боевых самолетов, чем в ходе самой СВО — в виде боеготовых машин. Но из 3,3 тыс. самолетов далеко не все были порезаны на металлолом или переплавлены. Многие борты были в состоянии «полуостова», они служили донорами запчастей для боеготовых машин».

После начала СВО киевские власти резко активизировали ремонты авиатехники, и украинцам удалось собрать из массы самолетов, вышедших в тираж, дополнительные боевые единицы.

«При этом Украина обладала серьезной производственной базой по изготовлению запчастей для самолетов — это завод «Мотор Сич» в Запорожье, предприятия в Днепропетровске, Никополе, Харькове и т. д. В условиях СВО Украина смогла резко мобилизовать остатки своего ВПК и воссоздать огромный «кусок» советского имущества, который уже не рассматривался как летная единица, привести его в боеготовое состояние, — напомнил Анпилогов. — Другой важный фактор — это огромные усилия США и союзников по сбору старой советской авиатехники по всему миру. Из состава своих ВВС самолеты Украине передали Польша, Словакия, Чехия, Болгария и ряд других стран. Не менее 200 списываемых военных бортов союзники по НАТО закупили у Казахстана. Конечно, на условиях «не использования в военных целях», но кого сейчас на Западе волнуют эти оговорки? Вся эта техника, без сомнения, попала на Украину».

Кроме того, США передавали напрямую ВСУ авиатехнику из состава своей армии — например, вертолеты Ми-17, которые ранее работали в Афганистане.

«Если сложить все источники пополнения авиапарка ВСУ, то можно выйти на те цифры, которые были озвучены генералом Семеновым. Я бы оценил нынешний парк самолетов ВВС Украины в несколько десятков боевых единиц, уцелевших после многочисленных атак ВКС России. Это видно хотя бы по тому, что сейчас удары ВВС Украины носят спорадический характер. Ранее украинцы могли наносить удары десятком-другим ракет вроде Storm Shadow или SCALP T в одном залпе (что предполагало наличие сопоставимого числа бортов). Сейчас же мы видим нерегулярные удары ракетами типа ATACMS, которые запускаются с наземных баллистических установок, или дронами, которые Украина либо массово производит сама, либо собирает из готовых боекомплектов, поставляемых натовскими союзниками», — говорит Анпилогов.

Намерение передать Украине несколько десятков F-16 из состава армий НАТО — это попытка вернуть ВВС Украины на более-менее боеспособный уровень, считает он.    

«Союзники пытаются воссоздать способность ВСУ наносить удары по РФ с воздушных носителей ракет, а также усилить украинское ПВО. Недаром в последнем пакете американской помощи заложены сотни зенитных противоракет для систем Patriot и NASAMS. Ясно, что у украинцев сейчас огромные проблемы с прикрытием как важнейших тыловых объектов, так и расположенных на линии фронта. Запад отчаянно пытается залатать все более и более «дырявое» небо над самой Украиной. В этих условиях на истребители F-16 натовцы вряд ли возложат задачу добиться превосходства в воздухе на украинском ТВД», — заключил Алексей Анпилогов.