Визит премьера Моди это подтверждает
Сегодня в Москву прибыл премьер-министр Индии Нарендра Моди. Его визит связан с проведением 22-го ежегодного индийско-российского саммита. Моди недавно победил на парламентских выборах, возглавив правительство в третий раз подряд, и этот его визит — один из первых после переизбрания. 8 июля два лидера пообщаются неформально, а официальные переговоры Владимира Путина и премьера Индии пройдут завтра, 9 июля. По словам Пескова, по их итогам не будет никаких брифингов.
Последний российско-индийский саммит состоялся в декабре 2021-го в Нью-Дели, по итогам той встречи было подписано 28 меморандумов и соглашений. По данным МИД Индии, в ходе саммита в Москве стороны обсудят весь спектр двусторонних вопросов, включая оборону, торговлю, связи, инвестиции, энергетическое сотрудничество, науку и технологии, образование и культуру. Как заявил первый замглавы МИД Индии Винай Кватра, главной темой будет «дисбаланс, возникший в торговле между Индией и РФ».
Дипломат напомнил, что в 2023-2024 годах двусторонняя торговля резко выросла и достигла планки в 65 млрд долларов, «главным образом благодаря тесному энергетическому сотрудничеству». Но индийский экспорт составляет всего 4 млрд долларов, а импорт — около 60 млрд. Кватра также отметил рост взаимных инвестиций в области энергетики, банковского дела, железных дорог и стали.
По данным индийской таможни, за первые четыре месяца 2024-го товарооборот РФ и Индии вырос на 10%, достигнув рекордных 23,1 млрд долларов. А экспорт индийских товаров увеличился на 21% – до 1,6 млрд. Как считают эксперты, в геополитическом плане Москва дает Нью-Дели возможность балансировать внешнюю политику и не скатываться под диктат Вашингтона, который ищет любые возможные рычаги давления на Китай.
По мнению директора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Василия Кашина, у двух держав есть серьезные перспективы развивать сотрудничество и дальше.
«На фоне нынешнего противостояния РФ с коллективным Западом, Индия проводит политику, основанную на текущих национальных интересах. Она использует сложившуюся ситуацию в интересах своей экономики и резко нарастила импорт российских энергоносителей, причем с существенными скидками. Большую часть нефтепродуктов, которые она перерабатывает, она впоследствии поставляет в Европу. Также Индия активизировала экспорт своей продукции на рынок РФ», — говорит Кашин.
Наша важнейшая задача — способствовать дальнейшему развитию взаимного экономического сотрудничества, а также договариваться о путях преодоления тех санкционных ограничений, которые вводят против нас США и их союзники, указал он.
«Этому и посвящен текущий визит. Если лидерам удастся договориться, Индия будет и дальше наращивать свою роль в наших внешнеэкономических связях. Тогда наши позиции в мире серьезно укрепятся, что нам от Индии и нужно, — говорит Кашин. — Что касается урегулирования украинского кризиса, то тут индийцы занимают нейтральную позицию, приемлемую для нас. В середине июня они отправили своего представителя на «саммит мира» в Швейцарии, но в конце форума отказались подписывать итоговый документ. Они, как и Китай, считают, что необходимо компромиссное решение, которое должно быть выработано на условиях равенства сторон. Это нас вполне устраивает».
Кашин напомнил о проблеме индийских боеприпасов для артиллерии, которые были замечены экспертами на позициях ВСУ в зоне конфликта.
«В этой истории еще не все обстоятельства ясны, и в самой Индии тщательно изучают, как это произошло, кто именно из стран-контрагентов мог перепродать снаряды украинцам, — заметил политолог. — Сейчас взаимный товарооборот РФ и Индии достиг 65 млрд долларов, во многом за счет взрывного роста поставок сырой нефти из РФ. Но у них нет по этому поводу консенсуса с англосаксами. Индия — настолько важная страна для Запада, что США не могут позволить себе «резких движений», способных обрушить отношения с Дели. Запад крайне недоволен активизацией торговли Москвы и Дели и оказывает сильное давление на Индию, чтобы прекратить не только экономическое сотрудничество, но и разорвать связи по линии ВТС. Индийцы на это отвечают: «Нам интересно торговать с РФ, так мы поднимаем свою экономику». Сделать что-то в ответ Америке трудно, это может подорвать их отношения с Дели и поставить крест на проводимой ими индо-тихоокеанской стратегии».
Стратегическая цель Запада — втянуть Индию в глобальное сдерживание Китая, с которым у индийцев отношения довольно напряженные, отметил эксперт.
«Запад просто не в силах что-либо диктовать индийцам. А Дели ведет максимально твердую, национально ориентированную политику. При обсуждении любых вопросов индийцы привыкли действовать практично, жестко и рационально. Попытки заставить Дели сделать что-то не в своих интересах встречаются там в штыки, и США пытаются давить на отдельные индийские компании. Тамошний бизнес слабее китайского и больше зависит от связей с Западом. Поэтому у них и не получилось столь быстрой экспансии на наш рынок, как у КНР. Но такая цель у них есть, они видят потенциал рынка РФ и хотят здесь присутствовать», — считает Кашин.
Он отметил, что сейчас полным ходом идет разработка двусторонней системы финансовых расчетов, независимой от западного влияния.
«Похожую систему пытаются создать и в рамках БРИКС, но это очень долгое и сложное дело, на годы работы. Строить двустороннюю систему расчетов Москве и Дели тоже непросто. Даже в наших финансовых отношениях с более сильным Китаем американцам удается создавать огромные проблемы. Но работа над этим идет, политическая воля к построению такой системы в Москве и Дели есть. Но финансистам обеих стран придется сильно попотеть для того, чтобы все это создать», — заключил Кашин.
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках