Ресурса ВСУ может хватить на 2025-й
Василий Таран

Ресурса ВСУ может хватить на 2025-й

Из-за поддержки Запада он снижается довольно медленно

Киевский режим твердо намерен продолжать войну «до последнего украинца», пишут западные СМИ. Запад поможет ВСУ сформировать 10 новых бригад в 2025-м, а также продолжит поставлять вооружения. Как считает военный эксперт Василий Кашин, трудно всерьез рассчитывать, что у украинцев не останется оружия или фронт скоро рухнет.

ВСУ приступили к созданию новых механизированных бригад для продолжения боевых действий в 2025 г. По данным портала Militaryland, эти бригады организуются на базе опытных подразделений, и вскоре их направят для обучения на Запад. Уже сейчас 160-я механизированная бригада ВСУ тренируется в Польше. Новые подразделения будут полностью оснащены западной военной техникой. Эксперты допускают, что ряды этих бригад могут пополнить украинские граждане, пока находящиеся за рубежом. Зеленский уже заявил, что Западу «политически выгодно» не тратить деньги на украинских беженцев, а отправлять их домой.

По данным Forbes, численность каждой из таких бригад составит 2 тыс. человек. А для создания десяти формирований ВСУ потребуется около 20 тыс. мобилизованных. По состоянию на 2023 г., на территории ЕС проживало 768 тыс. украинских мужчин в возрасте от 18-ти до 64-х лет.

Аналитики указали — с осени 2023 г. ВСУ сформировали 10 новых бригад: 4 механизированных, 5 пехотных и 1 егерскую.

При этом Запад активно подбирает стратегию для Украины на 2025 г. Одна из них — «Держать и строить», когда ВСУ сосредоточатся на защите подконтрольных им территорий, заодно наращивая потенциал своего ВПК. Запад же будет постепенно передавать Киеву дальнобойные орудия, чтобы подготовиться к новому контрнаступлению. В 2025 г. НАТО планирует выделить Украине бюджет в 40 млрд евро. Растягивание конфликта — хороший способ сохранения власти для Зеленского, а для Запада — повод продолжить «игру вдолгую» по ослаблению России.

Как считает директор Центра комплексных международных исследований НИУ ВШЭ Василий Кашин, ресурс снабжения ВСУ живой силой и военной техникой еще далеко не исчерпан.

«Основную роль в снабжении ВСУ играют Евросоюз и США, и часть условно «украинского» производства расположена сегодня вне территории страны. Есть целый ряд предприятий, входящих в «Укроборонпром» и расположенных в соседних странах. На самой Украине возможно обеспечить сборку тех же FPV-дронов в полукустарных условиях, а почти все компоненты к ним поставляются из-за рубежа. Там же проводятся все необходимые НИОКР по совершенствованию военной продукции для ВСУ. Ремонт военной техники украинцы всегда смогут обеспечить на своей территории, как бы наши ВКС ни бомбили их энергетику», — говорит аналитик.

Данные, приведенные Militaryland, соответствуют стратегии ВСУ, освоенной ими в предыдущие годы, — когда они пытаются удерживать малоподготовленными войсками российский натиск в Донбассе ценой значительных потерь.

«Одновременно украинцы накапливают ресурсы и наносят удар на том или ином направлении за пределами Донбасса, пытаясь за счет этого изменить ситуацию. Порой они добиваются некоторого стратегического эффекта, хотя в корне ситуация не меняется. В целом общая ситуация для ВСУ ухудшается, но это медленный процесс, никаких обвалов фронта не происходит, — говорит эксперт. — Точно оценить запас прочности ВСУ невозможно. Речь идет и о психологических аспектах: как общество воспринимает потери, насколько оно мирится с насильственной мобилизацией. Пока что киевский режим имеет возможность осуществлять террор собственного населения. Любые фигуры, которые пытаются противостоять тотальной мобилизации, подвергаются гонениям, арестам и пыткам. Никакого организованного сопротивления режиму на этом фоне не возникает».

Таким образом, киевский режим может продержаться относительно долго, и в РФ должны исходить именно из этого.

«Что касается военно-технического ресурса Запада, то он разнится по сферам номенклатуры. В ряде сфер есть быстрый рост, производство артиллерийских снарядов они наращивают довольно активно. Проблемы у Запада возникают с более технологичными видами оружия — вроде систем ПВО или зенитных ракет. Есть проблемы с поставками бронетехники в ВСУ: некоторые виды техники в ЕС и США уже не производятся, а берутся прямо из запасов «холодной войны». Они велики, но все-таки конечны, а извлекаемую из них технику приходится капитально ремонтировать, модернизировать и т. д.», — говорит Кашин.

Эти проблемы отражаются на эффективности ВСУ, но их кураторам удается находить временные меры, вроде передачи более устаревших образцов оружия. 

«Или в виде конвертации части советских ЗРК под устаревшие образцы западных зенитных ракет. Отставание в производстве тяжелой военной техники они пытаются компенсировать массовым производством FPV-дронов. Сейчас у Украины их больше, чем у нас, а тактика их применения более продвинутая, — указал он. — В случае возникновения новых геополитических кризисов, они отвлекут внимание Запада. Тогда ситуация для Украины еще ухудшится, но это не произойдет одномоментно, никаких обвалов фронта ждать не стоит. Да, ПВО у украинцев стала менее активна, есть проседание по военной технике, плюс ее большие потери. У Киева нарастают проблемы с мобилизацией и с экономикой. Но репрессивному режиму Зеленского удастся подавлять общественное недовольство еще относительно долго. И, как следствие, он продолжит воевать и доставлять большие проблемы России».

В то, что украинцам удастся пополнить ряды ВСУ за счет беженцев в Европе, Кашин не верит.

«Есть целый ряд препятствий, связанных с внутренним законодательством стран ЕС. Даже если у некоторых стран есть желание отправить украинцев «на мясо», для этого нужно серьезно менять законы ЕС, создавать правовые прецеденты. А их влияние может выйти далеко за пределы украинского конфликта и иметь тяжкие последствия для ЕС. Во-вторых, для многих стран украинские мигранты — отличное приобретение. Они трудолюбивы, прекрасно заменяют мигрантов из стран Африки и Ближнего Востока, европеизированы, легко ассимилируются и не создают больших проблем для общества. Многие страны ЕС вряд ли отпустят украинцев «на мясо» только потому, что так хочет Зеленский», — заключил аналитик.