Дуров и Эмираты
Николай Севостьянов

Дуров и Эмираты

Почему основателя Телеграма не спасло гражданство ОАЭ

Западные СМИ утверждают, что Дуров сразу же после ареста отказался от дипломатической поддержки России и ОАЭ. Первое оставим за скобками. А вот второе — настоящий подарок для нефтяных шейхов, поскольку избавляет их от довольно сложной дилеммы.

С одной стороны, любое государство обязано защищать своего гражданина, даже если для него это второй/третий/двадцать пятый паспорт. Тем более, когда речь идёт о гражданстве за инвестиции. Именно эту модель активно продвигает Абу-Даби. Если же государство своего гражданина не защищает, то непонятно, зачем оно нужно вообще.

С другой стороны, Эмираты — это не та страна, чья политическая субъектность оформилась в полной мере. Запрос на полноценный суверенитет активно набирает силу во всех монархиях Персидского залива (арабы, кстати, на это выражение очень обижаются, для них Залив — Арабский), но пока в достаточной мере реализуется лишь в Саудовской Аравии, которая при Мухаммаде бен Салмане в большой степени смогла выйти из-под внешнего управления.

ОАЭ чрезвычайно зависят от западных технологий, инвестиций и особенно от решений судов. Рисковать этим ради одного миллиардера (пусть и всемирно известного) — перспектива сомнительная. Вброс про отказ Абу-Даби от закупок французских самолетов с самого начала был фейком.

Более того, внутри самих Эмиратов отношение к таким гражданам, мягко говоря, неоднозначное. ОАЭ начали выдавать паспорта лишь три года назад. До этого получить там гражданство было нереально, и не все в стране приняли данное новшество.

Дубай с его эскортницами, инфоцыганами и криптомошенниками — всего лишь витрина. За ней — предельно консервативное общество, в основе которого лежит не заимствованный извне институт гражданства, а то, из какого человек племени, кто его отец и какой сын он по счету.

Разумеется, в рамках данной системы любой натурализованный гражданин не может рассчитывать на какое-либо соразмерное отношение. Даже получив паспорт, он всё равно остаётся вне её рамок. Это даже не «почетный гость». А вот то, что Дуров сам это понял, в Эмиратах оценят. Но уже потом — когда французы выпотрошат его до последнего байта.

И одна важная ремарка. Всё это не значит, что миграционная политика Эмиратов плохая. Совсем наоборот.

Главная идея, которая пронизывает ОАЭ снизу доверху, — последний среди бедуинов выше первого среди чужаков. Даже если у чужака есть гражданство, в любой конфликтной ситуации безусловный приоритет будет отдаваться коренному жителю страны.

Что касается чужаков без гражданства, т. е. гастарбайтеров, то с ними разговор будет не то что коротким — разговора не будет вообще. Ситуация, при которой эмиратский суд встанет на сторону условного филиппинца, ударившего местную жительницу, невозможна априори. Любое нарушение закона — вон из страны.

Иногда — превентивно, как сейчас, когда ОАЭ перестали выдавать туристические визы мужчинам из Таджикистана. Причина простая — въезжая как туристы, те зачастую пытаются остаться в качестве нелегалов. И это без каких-либо льгот, возможности перевести туда семью и получить паспорт. 

В Абу-Даби посмотрели на это, еще раз вспомнили про «Крокус» и пришли к выводу, что единоверцы из Таджикистана им не нужны. Дуров нужен. Но бесплатно, а не ценой политических, экономических или репутационных потерь.