Выбор Австрии
Мария Рузанова

Выбор Австрии

В Вене побеждает «австрийский Орбан»

В минувшее воскресенье на парламентских выборах впервые за свою историю Австрийская правая партия свободы (АПС, нем. FPÖ), которую на Западе называют «евроскептической» и «пророссийской», одержала победу над правящей консервативной Австрийской народной партией (АНП, нем. ÖVP). Такой результат лишь подтверждает общую тенденцию последних лет в Европе — обеспокоенность европейцев политикой своих правительств, которые пекутся о ком и о чем угодно, только не о своих гражданах, растет.

«Избиратели сказали свое решающее слово», — заявил лидер АПС Герберт Кикль, подчеркнув, что итоги голосования подтвердили верность политических убеждений его партии. Партия ратует за необходимость ужесточения иммиграционной политики и отмену европейских санкций в отношении России ввиду того, что они вредят Австрии больше, чем Москве.

55-летнего Герберта Кикля называют «другом Орбана» или «австрийским Виктором Орбаном», и для этого есть все основания. Стремления АПС довольно схожи с позицией партии ФИДЕС Виктора Орбана. Летом политики даже объединили свои усилия, заключив союз и создав в Европарламенте, по инициативе Орбана, альянс «Патриоты за Европу». Вскоре альянс смог заручиться достаточной поддержкой, чтобы стать официально признанной фракцией.


Однако вернемся в Австрию. Действующий федеральный канцлер Австрии Карл Нехаммер уже признал поражение своей партии, однако при этом он уклонился от обсуждения возможности формирования коалиции с АПС.

Лидер же АПС пока еще пытается осознать значимость победы его партии на выборах. «Я редко теряю дар речи, но сегодня мне сложно подобрать слова по очень, очень радостному поводу. Не могу выразить словами, как я рад этому результату. То, чего мы добились, превосходит мои смелейшие фантазии. Спасибо вам за это!» — сказал Кикль.

Австрийских единомышленников поспешил поздравить глава МИД Венгрии Петер Сийярто: «"Партия свободы" ни разу не побеждала на парламентских выборах в Австрии. Однако теперь наши союзники финишировали на первом месте. Нет войне, нет миграции и нет гендерной пропаганде! Браво, большое-большое поздравление!» — написал он на своей странице в популярной соцсети.

Интересно, сможет ли победившая правая партия занять достаточно высокие посты, чтобы повлиять на политическую ситуацию в Австрии, и изменит ли эта победа на выборах что-либо в целом?

Австрийские правые считают, что Нехаммер, потерпевший поражение, должен уйти в отставку, а его место должен занять Кикль. В руководстве партии ссылаются на устоявшийся порядок, согласно которому новый кабинет министров формирует победившая на выборах партия. Однако, похоже, что в этот раз традиция может не «сработать».

Уже на этой неделе действующее правительство подаст в отставку, но продолжит работу до назначения нового кабинета министров. Согласно австрийскому законодательству, федерального канцлера на должность утверждает федеральный президент. А президент Австрии Александр Ван дер Беллен уже дал понять, что может помешать Киклу занять пост главы правительства. Он говорил, что не собирается поддерживать партию, которая выступает против европейского курса и не осуждает действия России на Украине.

Правые полагают, что такая позиция президента противоречит Конституции, т.к. в парламентской республике глава государства должен сохранять политический нейтралитет. Но юристы «неправых» отмечают, что Конституция Австрии не обязывает президента назначать канцлером лидера партии, набравшей большинство голосов на выборах, и это лишь устоявшаяся практика.


Хотя «цивилизованная» европейская демократия, как правило, приводит к власти не тех, кого выбирают избиратели, и российские эксперты не имеют иллюзий в оценках реальной победы правых, тем не менее тенденция к изменению европейской политики растет.

Европейским правительствам придется учесть недовольство избирателей и пойти на уступки. Уступки эти будут крайне дозированные и не будут касаться нормализации отношений с Россией.

Есть большая вероятность, что действующему канцлеру Нехаммеру удастся сформировать коалицию с другими партиями, например с социал-демократами и либералами, и он может оставаться у австрийского «руля» еще 5 лет.


Выступая перед журналистами, Нехаммер сказал, что перед его партией стоит задача «разобраться, почему радикально настроенные люди получают больше голосов, чем мы, представляющие центристскую силу и разум».

А пока Нехаммер разбирается, политолог Вадим Трухачев предполагает, что правительству придется «торговаться» с правой партией, и «ей уступят в плане ужесточения миграционной политики. А вот в плане смягчения линии в отношении России и поддержки Украины уступок не будет. Выбирая между мультикультурализмом и русофобией (пусть и не радикальной в данном случае), канцлер Нехаммер выберет второе».