О вероятности начала ядерного Апокалипсиса
7 октября 2024 г. в зарубежных СМИ появилось сообщение, что к юго-востоку от Тегерана в малозаселенной иранской провинции Семнан произошло землетрясение магнитудой 4,5. Его эпицентр находился на глубине 10 км.
Казалось бы, что ничего удивительного в этой информации нет. Целый ряд регионов Ирана находится в сейсмоопасной зоне и очередное колебание поверхности Земли здесь можно воспринять как естественное природное явление. Вот только на этот раз все пошло не по заранее известной схеме. Как правило, после землетрясения возникают так называемые афтершоки — многочисленные повторные толчки меньшей мощности. Однако сейсмические станции, расположенные неподалеку от Ирана, в том числе в Армении, их не зафиксировали. Эксперты во многих странах сразу же заговорили о том, что, вероятнее всего, Иран провел испытание атомного оружия.
Существует несколько способов обнаружения ядерных взрывов. После подписания Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний под эгидой ООН была создана глобальная международная сеть мониторинга. Для этого используются сейсмические, гидроакустические и инфразвуковые датчики, производится отбор проб воздуха, задействованы спутники оптической разведки. В систему входит 170 сейсмических станций (50 основных и 120 вспомогательных), более десятка гидроакустических станций, 60 инфразвуковых станций, 80 станций сбора образцов воздуха и полтора десятка лабораторий для их анализа. С помощью специальных датчиков в атмосфере и воде могут быть обнаружены радиоактивные изотопы характерные только для ядерного взрыва. С глобальной сетью мониторинга взаимодействуют несколько национальных систем предупреждения о землетрясениях, которые созданы в США, России, Японии, Китае, Тайване, Израиле и др. странах. Все они способны зафиксировать даже небольшие колебания земной поверхности в различных уголках планеты.
Пытаясь разобраться в происшедшем, иранский телеграм-канал КСИР опубликовал цветные изображения сейсмограмм от 4-х ядерных взрывов и 4-х природных землетрясений, которые в разное время произошли в Советском Союзе, КНДР, Индии и Пакистане. Ядерные взрывы показаны красным цветом, природные землетрясения — синим. Не надо быть специалистом, чтобы увидеть принципиальные отличия. Сейсмограммы с наличием одного резкого всплеска без участка постепенного нарастания колебаний говорят об испытании ядерного оружия.
Сейсмограмма, сделанная недавно в Армении, полностью совпадает с сейсмограммами, на которых зафиксированы ядерные взрывы в вышеприведенных четырех странах.
Если Тегеран действительно пошел на такой радикальный шаг, как испытание атомного оружия, то это во многом объясняет скоропалительные действия Тель-Авива. Израиль уже сегодня ведет боевые действия против Палестины, Сирии, Йемена и Ливана. Возникает ощущение, что премьер-министр Израиля Нетаньяху отчаянно ищет повод для совместного с США массированного удара по ядерным объектам Ирана.
Надо сказать, что Тегеран уже продолжительное время занимается обогащением урана. В свое время по инициативе России и Китая Иран такие работы прекратил. Был подписан Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) по замораживанию ядерной программы Тегерана. Но с началом агрессии Израиля против палестинского движения ХАМАС в секторе Газа вполне возможно, что Исламская Республика ускоренными темпами возобновила наработку оружейного урана.
В докладе МАГАТЭ, подготовленном в августе 2024 г., говорится, что Иран увеличил запасы урана, обогащенного до 60%, почти до 165 кг. Это на 20 кг больше, чем наблюдатель ООН зафиксировал в мае этого года. Надо сказать, что для производства атомной бомбы требуется обогащение до 90%.
По данным The Washington Post, Иран способен создать ядерное оружие в срок от нескольких дней до нескольких недель. Простая ядерная боеголовка может появиться у Тегерана через несколько месяцев. По мнению Израильского института исследования национальной безопасности, Исламской Республике на создание ядерного оружия необходимо от 4 до 6 месяцев. Менее оптимистичные прогнозы высказывает Ассоциация по контролю над вооружениями. Она говорит о вероятном прогнозном периоде до 2-х лет.
В 2015 г., незадолго до подписания СВПД, Тегеран представил МАГАТЭ список своих ядерных объектов. Как и предусматривалось договором, их посетили инспектора организации. Учитывая противоречивую роль МАГАТЭ в обеспечении безопасности Запорожской АЭС, можно предположить, что подробное описание наиболее важных из иранских атомных объектов могло попасть в руки МОСАД, а оттуда перекочевать в генеральный штаб ЦАХАЛ. Отсюда угрозы министра обороны Израиля Йоава Галанта ударить по иранским ядерным объектам, недавно высказанные через телеканал CNN.
На сегодняшний день Иран располагает более чем 20 объектами, связанными с ядерной программой. В целях безопасности все они находятся в разных частях страны. Наиболее значимые объекты размещены под землей или в горных пещерах, что обеспечивает их надежную защиту. Кроме того, объекты прикрыты комплексами ПВО.
К наиболее значимым относятся:
— небольшой исследовательский опытный реактор мощностью 5 Мвт в г. Тегеран;
— предприятие по производству ядерного топлива в г. Эрдекан, провинция Йезд;
— Бушерская АЭС расположенная в г. Бушер;
— предприятие с установками по конверсии урана в г. Исфахан;
— два завода по обогащению урана в г. Нетенз. Один из них — завод по обогащению топлива (FEP), он же завод по производству низкообогащённого урана (LEU), на котором установлено 16428 центрифуг. Второй — исследовательский завод по обогащению топлива (PFEP), он же завод по производству, исследованию и разработке низкообогащённого урана, на котором имеется 702 (или 16500) установленных центрифуги;
— тяжеловодный исследовательский ядерный реактор IR-40 (IR-40), имеющий не более 40 МВт тепловой мощности и расположенный в г. Эрак;
— завод по обогащению топлива Фордо (FFEP) в г. Кум, он же завод по производству фторида урана, обогащённого до 20 % U-235, на котором имеется 2 710 установленных центрифуг.
Западные источники полагают, что наиболее важный завод по производству ядерного оружия расположен на берегу Каспийского моря севернее Тегерана в г. Чалус.
Для нанесения авиаударов по ядерным объектам Ирана ВВС Израиля потребуется задействовать значительное количество истребителей-бомбардировщиков разного типа. Кроме того, необходима будет дозаправка самолетов в воздухе, что сразу же демаскирует всю операцию. Для основного удара, скорее всего, могут быть привлечены самолеты F-35. Самолеты F-16 и F-15 будут играть отвлекающую роль, либо им придется выступить в качестве самолетов прорыва, приняв на себя удар иранской ПВО.
Высока вероятность того, что Тель-Авив постарается применить свои баллистические ракеты Jericho II («Иерихон II») с дальностью более 1500 км и Jericho III («Иерихон III») с дальностью 2000–4800 км.
Официально Тель-Авив проводит политику ядерной непрозрачности, когда израильские власти не подтверждают, но и не отрицают наличие у Израиля ядерного оружия. В то же время различные зарубежные источники утверждают, что ядерное оружие у еврейского государства есть. Более того, к его появлению прямое отношение имеют Франция и Норвегия. В 1957 г. Париж продал Тель-Авиву исследовательский реактор и технологию получения плутония. В 1959 г. израильтяне купили у Осло 20 т тяжелой воды, которая используется в ядерных реакторах в качестве замедлителя и теплоносителя. В это же время Израиль начал строительство ядерного центра в Димоне на Негевской возвышенности. Согласно различным зарубежным источникам, в 1979 г. ЮАР совместно с Израилем осуществили первое испытание атомной бомбы.
В 1986 г. британское издание The Sunday Times провело расследование утечки секретной информации из Димона. Ее источником стал 31-летний израильский техник-ядерщик Мордехай Вануну. Он десять лет проработал «в сверхсекретном ядерном бункере» «Махон 2». На основе обнародованных им данных и почти 60-ти опубликованных фотографий ядерная программа Израиля стала достоянием гласности. Ученые-ядерщики из разных стран мира сделали вывод, что Израиль уже в то время более 20-ти лет производил ядерные боеголовки и «почти наверняка начал работу над термоядерным оружием, которое может уничтожать целые города».
По мнению The Sunday Times, по размеру ядерного арсенала Израиль в те годы занимал 6-е место в мире после США, СССР, Великобритании, Франции и Китая.
В ноябре 2023 г. сирийский МИД заявил, что «израильские ядерные объекты оказались вне системы международного контроля благодаря поддержке, которую оказывают еврейскому государству американская администрация и страны Запада. Наличие оружия массового уничтожения в руках Израиля несет серьезную угрозу безопасности и мирной жизни народов всего региона». Аналогичную точку зрения выразил и МИД Ирана.
По информации Стокгольмского международного института исследований проблем мира (Stockholm International Peace Research Institute — SIPRI), по состоянию на 2022 г. у Израиля было достаточно плутония, чтобы создать от 185 до 273 боеголовок. По другим данным, Тель-Авив имеет 400 единиц ядерного оружия, включая термоядерное оружие мощностью более мегатонны.
Израиль — это пока единственная ближневосточная страна, у которой есть пусть небольшая, но ядерная триада. По оценкам SIPRI, еврейское государство располагает примерно 90 единицами ядерного оружия. Из них примерно 30 являются свободнопадающими или, как их еще называют, гравитационными бомбами. Они предназначены для доставки усовершенствованными самолетами типа F-15 и F-16. По зарубежным данным, таких истребителей насчитывается порядка 50-ти. Кроме того, ядерное оружие могут нести израильские стелс-самолеты американского производства F-35. Известно, что Израиль закупил 50 таких крылатых машин с завершением поставки в 2024 г. Кроме того, Тель-Авив готов дополнительно приобрести еще 25 истребителей F-35.
Помимо авиационных бомб, 50 боеголовок из ядерного арсенала Израиля предназначены для доставки с помощью баллистических ракет средней дальности Jericho («Иерихон»). Одна из них — двухступенчатая твердотопливная ракета Jericho II («Иерихон II»), 2-я — трехступенчатая твердотопливная Jericho III («Иерихон III»). По сообщениям зарубежных СМИ, обе ракеты могут быть вооружены ядерной боевой частью. Мобильные пусковые установки с ракетами Jericho дислоцируются в горных пещерах на авиабазе «Сдот-Миха» к востоку от Иерусалима.
ВМС Израиля вооружены 5-ю многоцелевыми дизель-электрическими подводными лодками класса «Dolphin» («Дельфин») производства Германии. Лодки данного типа имеют автономность плавания 50 суток. Усовершенствованные подлодки класса «Dolphin-2» оснащаются воздухонезависимой энергетической установкой, что позволяет избежать всплытия для подзарядки аккумуляторов. Экипаж 30 человек, включая 8 офицеров. «Дельфины» способны нести крылатые ракеты израильского производства Popeye Turbo с ядерными боеголовками, которые запускаются через торпедные аппараты. По данным SIPRI, у Израиля 10 таких ракет.
О решительном настрое израильского руководства говорит информация, оказавшаяся в Сети. 5 октября 2024 г. в Израиле был зафиксирован схожий с иранским подземный толчок. Возможно, это было природное явление, но военные эксперты боятся любых непродуманных шагов со стороны Тель-Авива.
Хорошо известно, что у Ирана на вооружении находятся ракеты Fattah с дальностью действия 1400 км и гиперзвуковой скоростью более 13 Махов в час. В случае их оснащения ядерной боевой частью у Тегерана появляется возможность наносить мощные смертоносные удары практически по всем значимым военным объектам в Израиле. На сегодняшний день ни Тель-Авив, ни Вашингтон не имеют систем ПРО, которые способны перехватить гиперзвуковые ракеты.
В США хорошо понимают опасность возможного ядерного Апокалипсиса между Израилем и Ираном. Только этим можно объяснить определенную сдержанность Вашингтона в отношении угроз Тель-Авива ударить по иранским ядерным объектам. Если конфликт между еврейским государством и Исламской Республикой в ближайшее время разгорится, то это может негативно сказаться на репутации демократов перед выборами президента США. Для человечества последствия ядерной войны на Ближнем Востоке могут стать катастрофическими.
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках