Расплата неизбежна и неумолима
Максим Кустов

Расплата неизбежна и неумолима

Свидомая и польская борьба с Православием

Нападение на Архангело-Михайловский собор канонической Украинской Православной Церкви (УПЦ) в Черкассах стало очередным актом борьбы националистов с Православием.

Вряд ли изуверы, напавшие на собор, знают о том, что они лишь повторяют гонения польских католиков против Православия…

В минувшем веке самые масштабные акции такого рода происходили в 1937 г. У нас этот год прежде всего ассоциируется с массовыми репрессиями в СССР. А в истории Православной Церкви этот год связан и с массовым уничтожением православных храмов в Польше и на захваченных ею украинских и белорусских землях.

Генерал Антон Иванович Деникин, в годы Гражданской войны командовавший Вооруженными силами Юга России, в своих воспоминаниях часто описывал русско-польские отношения, взаимные обиды и претензии. Выросшему в Польше сыну российского офицера и польки эта тема была очень хорошо знакома.

«Надо признаться, что обострению русско-польских отношений много способствовала нелепая, тяжелая и обидная для поляков русификация, проводившаяся Петербургом, в особенности в школьной области», — отмечал он в своих воспоминаниях.

Но, как известно, все познается в сравнении. Вот что он писал о происходящем в Польше после восстановления ее государственности: «Я должен, однако, сказать, что эти перлы русификации бледнеют совершенно, если перелистать несколько страниц истории, перед жестоким и диким прессом полонизации, придавившим впоследствии русские земли, отошедшие к Польше по Рижскому договору (1921).

Поляки начали искоренять в них всякие признаки русской культуры и гражданственности, упразднили вовсе русскую школу и особенно ополчились на русскую церковь. Польский язык стал официальным в ее делопроизводстве, в преподавании Закона Божия, в церковных проповедях и местами — в богослужении. Мало того, началось закрытие и разрушение православных храмов: Варшавский собор — художественный образец русского зодчества — был взорван; в течение одного месяца в 1937 году было разрушено правительственными агентами 114 православных церквей — с кощунственным поруганием святынь, с насилиями и арестами священников и верных прихожан».

В чем отличие от того, что сейчас на Украине происходит? Да, пожалуй, только в том, что теперь раскольники церкви не взрывают, а захватывают.

А вот что касается кощунственного поругания святынь — необандеровцы от поляков не отстают. Они то сатанинские пляски в церквях устраивают, то «икону» с Бандерой и Шухевичем водрузят, то еще какую-нибудь пакостную мерзость устроят. И по части насилия над священниками и верными прихожанами кастрюлеголовые от поляков совершенно не отстают.

Вот только наказание за это последует. Поляки это уже испытали. Уничтожение Варшавского собора было предсказано отцом Иоанном Кронштадтским за много десятилетий до того, как это произошло. В 1893 г. был открыт повсеместный сбор пожертвований на сооружение Варшавского православного собора. Когда слух о предполагаемой постройке дошел до отца Иоанна Кронштадтского, то он сказал своим собеседникам: «...С горечью вижу я сооружение этого храма. Но таковы веления Божии. Недолго спустя по постройке его — зальется Россия кровью и распадется на многие кратковременно-самостоятельные государства. И Польша станет свободной и самостоятельной. Но я провижу и восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. Но это совершится уже много позже. И тогда будет разрушен Варшавский собор. И тогда доля испытаний постигнет Польшу».

В сентябре 1939 г., после молниеносного крушения польской государственности, это поразительно точное предсказание часто перепечатывали в русских эмигрантских газетах. Но в 1937 г. поляки еще не ждали «доли испытаний» и с энтузиазмом рушили православные храмы…