Вступить в прямой конфликт Варшава пока не готова
Накануне глава МИД Польши Радослав Сикорский заявил, что не исключает высылки из страны российского посла, а также отозвал разрешение на работу консульства РФ в Познани, его сотрудники признаны «нежелательными лицами» в Польше. Как считает политический аналитик Богдан Безпалько, Варшава нагнетает градус конфликта с РФ, не имея других инструментов, кроме дипломатических.
Радослав Сикорский объяснил свои действия недавними заявлениями о задержании некоего диверсанта, который якобы «планировал поджоги во Вроцлаве» по поручению спецслужб РФ. Российский посол в Польше Сергей Андреев отметил, что пока не получал официального уведомления о закрытии консульства. «Если бы мы выслали посла РФ, то в Москве сделали бы то же самое. До этого пока не дошло. Но если диверсионные акты будут продолжаться, то этого нельзя исключать», — заявил Сикорский. Спикер МИД РФ Мария Захарова заявила, что Москва обязательно даст «болезненный ответ» на закрытие нашего консульства в Познани.
Ранее Варшава уже заявляла о деятельности агентов российской разведки в стране. В мае премьер-министр Дональд Туск сообщил о задержании девяти лиц, подозреваемых в диверсиях, которые «действовали по указанию России». Тогда тот же Сикорский заявил, что дипломаты РФ будут ограничены в праве свободного передвижения по территории Польши. По данным МИД РФ, кроме посольства в Москве, Польша представлена в России генеральными консульствами в Петербурге, Калининграде и консульским агентством в Смоленске.
Как считает член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Богдан Безпалько, так поляки пытаются реагировать на очевидные успехи российской армии на поле боя.
«В данном случае самый логичный «зеркальный» ответ со стороны России — это закрытие одного из диппредставительств Польши в нашей стране. Причины скандального поведения Варшавы также вполне понятны. Российская армия ежедневно добивается очевидных успехов на фронте, и из-за этого внутренняя ситуация в ЕС в последнее время обострилась. Поляки знают и о полном нежелании польского общества воевать с Россией напрямую. Поэтому в Варшаве нуждались в каком-то демонстративном шаге антироссийского характера. Закрытие консульства РФ во Вроцлаве — это «дипломатическая пощечина» Москве, которую удобно освещать в местных СМИ».
Для поляков дипломатическая война лучше, чем реальная война на стороне Киева — с риском получить ракетные удары РФ по аэродрому Жешув или официально потерять тысячи жизней польских солдат на полях сражений.
«Сейчас поляки и так гибнут на Украине десятками, но участие Варшавы в конфликте имеет неофициальный статус. Так, подавляющая часть экипажей самоходок Krab или танков Twardy — это польские военные. После уничтожения такой боевой единицы гробы с телами танкистов приходят в Польшу. Местные кладбища еженедельно прирастают свежими военными захоронениями, а в масс-медиа гибель польских военных подается как «результат несчастного случая» или «внезапного недомогания». В Европе понимают, что это просто эвфемизм, а в реальности эти военные погибли на Украине под ударами российской армии», — пояснил эксперт.
Безпалько считает, что история с «русским диверсантом, планировавшим поджоги во Вроцлаве», — грубая инсценировка с целью создания информповода для дипломатического скандала с РФ.
«Сейчас европейцы могут найти любой повод, чтобы еще больше испортить отношения с РФ. Некоторые из них такого повода и не ищут. Так, чехи приняли у себя специальный закон, позволяющий изымать имущество граждан России. У наших людей на границах стран ЕС изымают не только ноутбуки и смартфоны, но и шампуни с зубными пастами. Финны отбирают у русских туристов наличные евро, а немцы — автомобили. Те же поляки ранее изъяли у наших дипломатов здание школы для их детей безо всякого повода, на основании собственных русофобских настроений», — напомнил эксперт.
В будущем настрой европейцев может измениться, но это зависит от многих факторов, считает он.
«Один из них — кто придет к власти в США по итогам выборов в ноябре и какую политику в отношении РФ будет проводить новая администрация. Пока же европейцы находятся в неопределенности, допуская, что в будущем им, возможно, придется напрямую воевать с Россией. Правда, для этого у них почти ничего нет — ни боеспособных армий, ни инструментов мобилизации населения, ни военных заводов, способных производить достаточное количество вооружений и боеприпасов. Под будущую войну нужно перестраивать экономику, накапливать вооружения и т. д. Все это требует времени, которого нет, — указал аналитик. — Ряд политиков ЕС хотели бы прямо вступить в конфликт на стороне Украины, но население стран Евросоюза выступает резко против. Поэтому в Европе и ведется дипломатическая война с русскими консульствами — в отсутствие других доступных инструментов и в ожидании «заморозки» конфликта, которая, скорее всего, будет просто перерывом между войнами».
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках