Аланды в балтийском горле
Александр Никольский

Аланды в балтийском горле

Швеция — Финляндия — Россия: нелюбезный треугольник

Недавно практически на всех новостных лентах прошла информация о новой хамской антироссийской выходке финских властей, связанной с арестом российской госсобственности. Со ссылкой на службу судебных приставов сообщалось, что список арестованных объектов недвижимости включает 44 позиции, а их стоимость оценивается в смехотворные €35,5 млн. И что это сделано якобы для погашения 5-миллиардной задолженности «Газпрома» перед украинским «Нафтогазом» в связи с потерей Крыма.

Если с Российским центром науки и культуры («Русским домом»), находящимся в ведении Федерального агентства «Россотрудничество», всё более или менее понятно — очаг русской культуры в русофобском Хельсинки для финских русофобов давно как бельмо в глазу, но как в список претензий попали крохотные земельные участки на островах Аландского архипелага?

Аланды не столь знакомы отечественному туристу, давно проторившему дорожку в Хельсинки, озёрный край или зимнюю Лапландию, к финскому Деду Морозу. Однако именно Аланды, точнее крохотное российское консульство, разместившееся ещё в 1940 г. в уютном деревянном домике в центре местной столицы — Мариехамна, — превратились в красную тряпку для обезумевшего финского бычка.

Впервые я попал в этот сказочный край чуть более трех десятилетий назад. Сразу стало понятно, что Аландский архипелаг — почти 7000 больших и малых островов — был подлинной жемчужиной в короне Российской империи. Не случайно и местная столица Мариехамн (Гавань Марии) с ее пряничными домиками была названа в честь императрицы Марии Александровны, супруги Александра Второго. Жители Мариехамна, а это чуть больше 11 000 человек, 1/3 населения Аландов, считают ее своей покровительницей. Любопытно, изменилось ли отношение к ней со стороны ослепленной русофобией толпы?

Прекрасный бронзовый памятник Марии работы известного скульптора Андрея Ковальчука красуется в самом центре столицы, у подножья холма, на вершине которого расположена местная мэрия. В начале ноября 2011 г., к 150-летию Мариехамна, на открытии памятника собралась вся местная элита, начиная с премьер-министра, представителя президента Финляндии и председателя местного парламента, лагтинга. Россию представляло руководство Санкт-Петербурга. Звучала русская музыка, звенели бокалы шампанского, ночное небо озаряли огни фейерверка. Потом, продрогнув, все переместились на приём в консульство, которое на протяжении многих лет было оазисом русской культуры на Аландах, напоминая о временах, когда здесь, на краю Империи, русская речь и появление русского офицера в морской форме не было чем-то необычным. В местном диалекте шведского языка, а это единственный официальный язык Аландской автономии, сотни русских слов, правда, получивших шведский оттенок. Любимый герой местных анекдотов — смекалистый русский моряк или солдат, не понимающий шведского.

Мне запомнился случай во время одной из первых поездок на Аланды. В сентябре 1992 г. мы открывали в коммуне Транвик скромный памятник нашим морякам, умершим от ран во время русско-шведской войны 1741–1743 гг. Забытое захоронение было обнаружено во время дорожных работ. Удивительно, но захоронение окружала роща настоящих русских рябин. Вечером, на приёме от имени местных властей, когда до меня дошла очередь поднять тост, я рассказал историю, произошедшую накануне.

С нами на Аландах была художественная группа во главе с прекрасным человеком — баритоном Евгением Поликаниным, будущим народным артистом России и одним из лучших исполнителей вердиевских арий. По давней традиции, мы всегда устраивали небольшой концерт в одном из домов престарелых. Так произошло и на этот раз. Завершал концерт романс Николая Харито «Отцвели уж давно хризантемы в саду» в исполнении Евгения. Когда стихли аплодисменты, наш консул попросил подойти к пожилой, ухоженной, седовласой даме в инвалидном кресле, которая не могла сдержать слёз счастья. Немного успокоившись, она рассказала, что в последний раз, в далёком 1917 году, этот романс исполнял для неё, тогда 17-летней девушки, её жених — лейтенант русского флота… Рассказав эту трогательную историю, я предложил тост за то, чтобы женщинам не приходилось ждать 75 лет любимую мелодию.

Позже мы устраивали на Аландах многочисленные выставки, концерты и семинары. Депутаты Госдумы и руководство нескольких регионов России изучали аландский опыт автономии, демилитаризованной зоны, который, казалось, можно было применить для урегулирования карабахской проблемы, для создания культурных автономий на территории России. Об этом имеет смысл рассказать подробнее.

Примерно в течение 6-ти столетий, вплоть до 1809 г., Аланды принадлежали шведам. Это была окраинная, пожалуй, самая бедная часть королевства. С вступления в состав России начался расцвет Аландов. Вплоть до присоединения к России Польши это была самая западная часть империи. В первые годы на западной оконечности крупнейшего острова архипелага — Большого Оланда — было построено почтовое отделении Российской империи, величественное здание в классическом виде, сохранившееся до сих пор.

Почти за столетие до этого, в 1718–1719 гг., сподвижник Петра Великого граф Андрей Иванович Остерман, фактический министр иностранных дел, обсуждал в ходе Аландского конгресса условия завершения Северной войны. Она, как известно, закончилась подписанием Ништадтского мира 1721 г. Россия, победитель, вышла из войны империей.

В 1996 г. во время празднования 300-летия российского флота мне даже пришлось во время костюмированной реконструкции Аландского конгресса выступить в непривычном старинном камзоле в привычной роли переводчика с мало знакомого мне языка шведского языка. Справился. Наш консул Виктор Болдырев стал помощником Остермана. В роли же самого высоченного графа прекрасно смотрелся двухметровый солист Мариинского театра бас Фёдор Кузнецов. Аландская элита представляла шведскую сторону. Благо язык не надо ломать.

С того времени Аланды, позволявшие контролировать значительную часть Балтийского моря, включая вход в Финский залив, стали камнем преткновения России и Швеции. Впрочем, их не упускали из виду и Франция с Англией. В марте 1809 г. русский корпус под командованием князя Багратиона занял Аладские острова. Герой-гусар Яков Петрович Кульнев совершил со своим авангардом по льду Балтийского моря к предместьям Стокгольма, вынудив шведов молить о капитуляции.

На островах, уже под русским началом, проживало исключительно шведоязычное население, которое больше ассоциировало себя со шведским королевством, чем с Великим княжеством Финляндским. Постепенно люди привыкли к новому статусу, почувствовали его выгоды. Началось строительство неприступной крепости Бомарсунд. Увы, к началу Крымской войны 1854-56 гг. её так и не успели достроить. Знакомая история. Кроме того, в самом начале сражения снаряд противника угодил в пороховые погреба крепости, что привело к взрыву и сдаче русского гарнизона.

Новая история Аландов началась с подписанием Парижского мирного договора 1856 г. Аландам был присвоен статус демилитаризованной зоны, сохраняемый по сей день. В 1861 г. был построен Мариехамн. Русские части вернулись на Аланды только в преддверии Первой мировой войны.

Шведы же упорно ждали своего часа. После краха Российской империи и провозглашения независимости Финляндии они попробовали прибрать Аландские острова к своим рукам. На островах высадился шведский экспедиционный корпус, который радостно приветствовало местное население, не желавшее принимать подданство Финляндии.

В 1921 г. по инициативе Англии, имевшей особые виды на Аланды, вопрос о принадлежности островов был вынесен на одно из первых заседаний только что созданной Лиги наций, предтечи ООН. Советскую Россию, ослабленную гражданской войной и иностранной интервенцией, не пригласили на обсуждение этого важного вопроса. Лига признала принадлежность островов Финляндии, но на правах широкой автономии.

Демилитаризованный статус сохранялся в течение пары послевоенных десятилетий. Особую остроту аландский вопрос приобрёл в конце 1930-х гг. Он неоднократно обсуждался в Кремле с участием Сталина и Молотова. Архипелаг не должен был превратиться в плацдарм нападения Германии на СССР. Ключевое положение Аландов в Балтийском море определило то, что одним из условий Соглашения между СССР и Финляндией об Аландских островах, заключенного после окончания т.н. Зимней войны, стало учреждение в Мариехамне советского консульства. Оно продолжило работу практически сразу после Второй мировой войны.

Главной задачей консульства был и остаётся контроль демилитаризованного статуса Аландского архипелага. Для выполнения контрольной функции консульству был выделен специальный катер. Лихие головы в козыревском МИДе не раз предлагали упразднить консульство.

Проблема прекращения демилитаризованного статуса не раз поднималась со стороны правых, антироссийских сил в руководстве Финляндии. Ситуация начала обостряться после событий 2008 г. в Южной Осетии и особенно после возвращения Крыма в состав России. Привычным делом стали демонстрации у российского консульства, оскорбления в СМИ.

За спиной полупьяной, обкуренной толпы у консульства чувствовалась уверенная рука опытного кукловода. Временами, прежде всего после начала СВО, положение становилось просто невыносимым.

Однако неоднократные попытки ликвидировать консульство наталкивались на статус международного договора. Не помог и сбор подписей под многочисленными адресами. Всё это, несомненно, поощрялось властями, пытавшимися правдами и неправдами доказать свою лояльность НАТО и заокеанским хозяевам. И сейчас тема Аландов волнами, с периодичностью в несколько недель, захватывает финские СМИ.

Любопытно, что самим аландцам вовсе не нравится отказ от демилитаризованного статуса, на котором зиждется благосостояние автономии. Многие поколения аландцев не служили в армии. Не собираются они и погибать за неонацистский режим Украины. Впрочем, расчетливые аландцы опасаются и возможного возвращения в число рядовых провинций Швеции.

Наиболее интересно в нынешней ситуации молчание шведов. Они словно воды в рот набрали. Похожи на охотника, который притаился в засаде и ждёт свой момент. Как в 1918 году. Возможный конфликт Финляндии с Россией, который усиленно провоцирует нынешнее руководство страны, в том числе тотальным закрытием границ, арестами российской государственной собственности и передачей военных баз в распоряжение американцев, может привести к ситуации, когда аландцы сочтут за лучшее возвращение, спустя 215 лет, под руку прежнего сюзерена.

В свою очередь, владение Аландами позволит шведам, усиленно развивающим свои военно-морские силы, завладеть ключом к Балтике, что, вне всякого сомнения, нанесёт серьёзный ущерб экономическим и военным интересам России. Командующий шведским флотом уже не раз намекал на возможность, при необходимости, перекрыть Финский залив. Что же касается финнов, то шведы милостиво позволяют финнам, своему многовековому пушечному мясу, лечь костьми за себя любимых.

Такой вот нелюбезный треугольник. Поживём — увидим.