День иконы Казанской Божией Матери в истории России
С точки зрения гражданских торжеств, официально принятых государством, День Народного Единства — праздник молодой, ему только в следующем году исполнится всего-то 20 лет. Но дата 4 ноября для России и русских глубоко исторична и имеет много слоёв.
В первую очередь, это православный праздник, в который мы вспоминаем о чудесах, явленных нам иконой Казанской Божией Матери.
Казань ведь тоже не случайный город. Иван IV Грозный был вынужден завершать процесс умиротворения остатков Орды, и Казанское ханство являлось именно таким проблемным участком. Недаром противостояние и взаимодействие Руси со Степью — один из стержневых факторов выковывания русской истории.
В это время на всех пограничных рубежах возникали засечные черты. Так в Донбассе появились Тор (оккупированный пока Славянск) и Бахмут (теперь Артёмовск) — города, в которые приезжали жить только смелые, ведь тогда даже Белгород представлял из себя опасное приграничье (почти как сейчас) — до окончательного освоения материковой территории и возникновения Новороссии было ещё несколько веков.
Тогда, в 1579 году, после страшного пожара в Казани, спалившего полгорода, Богородица явилась во сне к 9-летней девочке Матроне и указала ей, где, на каком из пепелищ нужно искать чудотворную икону. В летописях сохранились свидетельства, что после обретения этого образа в городе начались исцеления. Шли к лику Божией Матери и православные, и мусульмане — и все получали, что просили. Богоматерь врачевала шрамы, оставшиеся после недавнего противостояния.
Позже именно с этой иконой ополченцы под руководством Минина и Пожарского освободили Москву от польско-литовского оккупационного корпуса. И если бы они не сделали этого в 1612 г., сегодня русской государственности просто не было бы. Смутное время, по сути, имело те же приметы, что и нынешнее наше противостояние с Западом. Речь Посполитая — объединенное литовско-польское государство — было тогда одним из самых сильных противников в Европе. И цели захватчики преследовали те же, что и сейчас на Украине: завладеть землёй, очистить её от людей, искоренить Православие и установить свои порядки.
Именно поэтому в патриотических кругах Донбасса в этот день задолго до Русской Весны проводили праздничные шествия и крестные ходы. Люди, жившие в Донецке в отрыве от большой России, этот день воспринимали как один из своих. Чувствовали нерв истории.
Особенно важными исторические параллели, связывающие нас с теми поколениями, выглядят сегодня, когда на территории некогда православной Украины всё сильнее становятся гонения на каноническую Церковь. Эти преследования наших единоверцев как бы наполняют более сильным смыслом День иконы Казанской Божией Матери и неразрывно связанный с ней День Народного Единства.
И если с историческим и духовным слоями этого праздника всё ясно, то социальный аспект остается как бы скрытым. Но это только для невнимательного взгляда.
Ведь ополчение Дмитрия Минина и Кузьмы Пожарского, происходивших из разных социальных слоёв, объединяло и крестьян, и горожан, и ремесленников и являлось как бы полноценной моделью общества, которое воспротивилось иностранной оккупации. Есть ещё хорошее слово «интервенция», и оно потом повторится для нас в следующую смуту — Гражданскую войну начала XX века.
А слово «ополчение» для Донбасса имеет отдельное, более мощное звучание, потому что в нашем преломлении это не какой-то ветхий исторический артефакт. Это часть недавно происходивших с нами событий. Между нашими ополченцами и теми, которые тогда двинулись из Новгорода в Москву, как бы существует незримый мост. Связующее звено, повелительно говорящее: вот так делать правильно. За Отечество нужно стоять. В том месте и том времени, в котором ты родился.
Годы Великой Отечественной сохранили несколько интересных свидетельств. Известно, что с иконой Казанской Божией Матери устраивали не только крестные ходы. Накануне битвы за Москву территорию города облетел самолёт, внутри которого были и православные иконы, и молящиеся люди. Из воспоминаний Валентина Владимирова, который в 1941-м году служил в охране Кремля: «Когда я стоял однажды на посту у Боровицких ворот, мимо проехала машина с тремя священниками с бородами и крестами, и лишь позже выяснилось зачем. Через несколько дней самолет «Дуглас» поднялся в воздух с иконой Казанской Божьей Матери и трижды облетел Москву».
В одном из городских музеев Санкт-Петербурга хранится расписание служб декабря 1941 г. в Николо-Богоявленском соборе, где заполнены графы каждого дня. Фотографии тех лет запечатлели столпотворение внутри собора и у его входа. По рассказам очевидцев, народ не расходился даже во время бомбежек. С 1942 г. власти Ленинграда разрешили крестные ходы с Казанской иконой Божией Матери внутри ограды вокруг Владимирского собора. А в Пасху 1942-го освящали не куличи, а кусочки блокадного хлеба.
Также сохранилось предание о том, что маршал Победы Георгий Жуков всю войну возил с собой этот образ. И что Казанская икона побывала на самых трудных участках фронта в Сталинграде. Кстати, одно из немногих сохранившихся там в 1943 г. зданий — Казанский собор.
Когда День Народного Единства только утверждался как праздник, многие говорили, что он «искусственный», созданный для того, «чтобы вытеснить седьмое ноября» и т. д. Не буду спорить с тем, что вполне возможно — люди, учреждавшие дату, могли преследовать и какие-то тактические интересы. Но человек предполагает, а Бог располагает.
Сегодня, когда Казанская икона Богоматери есть почти в каждом полковом храме и в небольших часовенках на передовой, мы чётко видим — этот образ прошёл с русским народом через самые сложные периоды. И очень хорошо, что есть и гражданская версия праздника, благодаря которой не только немногочисленная воцерковлённая часть жителей России узнаёт о неразрывной связи Православия и воинской славы нашего Отечества.
Потому что следующие поколения вырастают и становятся частью русского народа именно благодаря памяти. И День Народного Единства — отличный способ её сохранить. С Праздником!
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках