Трамп и Украина
Борис Джерелиевский

Трамп и Украина

Как новый президент США распорядится этим «активом»

Колумнист агентства Bloomberg Макс Гастингс обещает Европе и НАТО «мрачное будущее», если Трамп исполнит свое обещание и начнет диалог с Путиным.

«Европа готовится к новой жизни на еще большей дистанции от США, чем когда-либо с ...1941 года. Общая картина ясна: если избранный президент Дональд Трамп сдержит свое обещание работать с Владимиром Путиным, чтобы решить украинский вопрос, будущее НАТО и западной коллективной безопасности будет мрачным», — пишет Гастингс, указав, что прошли те дни, когда европейцы могли смотреть на США как на свой щит. 

Однако, если быть честными, стоит признать, что в реальности в годы холодной войны все обстояло наоборот — Европа была для американцев стратегическим предпольем и потенциальным ТВД, а европейцы — именно что щитом, ну или гарнизоном форпоста.

Сейчас ситуация изменилась, и если сорок лет назад Запад и вправду стращал сам себя танковым броском к Ла-Маншу, то теперь американцы, прекрасно понимая, что Россия не собирается нападать на НАТО, нуждаются не в щите, а в прокси, с помощью которых они смогут реализовывать свои агрессивные устремления, не подвергая опасности ни свою страну, ни своих солдат.

И именно ради этого и затеяны все нынешние изменения во взаимоотношениях США и Европы, в том числе и в рамках НАТО. Справедливости ради следует сказать, что, хотя этот курс и обозначил Трамп еще во время предыдущей каденции, сменивший его Байден от него не уклонялся, стараясь переложить на европейцев как можно больше военных трат и ответственности.

«Что касается европейской поддержки Украины, я много раз писал, что без США дело нации президента Владимира Зеленского было бы обречено. И так оно теперь и есть. Даже если военная помощь Киеву не будет немедленно прекращена, воля украинцев к сопротивлению русским тает по мере того, как тает воля Запада вооружить их. Победа Трампа почти наверняка означает их поражение», — заявляет Гастингс, который, вероятно, под термином «нация Владимира Зеленского» имеет в виду все же украинцев.

Отметим, что и при Байдене Вашингтон, несмотря на то, что он располагает самыми большими запасами оружия в западном блоке, требовал от союзников отдавать бандеровцам буквально последнее, выводя военную технику из боевого состава своих армий, обещая ее компенсировать когда-нибудь потом. При этом как минимум последние полгода именно команда Байдена требовала от европейцев переключить на себя все вопросы обеспечения нацистского режима, чтобы подготовиться заранее к приходу Трампа, который якобы все равно заставит их это сделать.

Колумнист прав, полагая, что без непрерывных пинков Дяди Сэма европейская помощь нацистам постепенно будет свернута. Однако можно не сомневаться, что Вашингтон и при Трампе не прекратит понукать своих союзников.

С какой именно целью Макс Гастингс старается сделать ответственным за магистральный курс Вашингтона только Трампа, вопрос отдельный, однако можно предположить, что немедленного слива Украины после его вступления в должность не последует. Даже сейчас Украина продолжает оставаться для американцев весьма ценным инструментом, поскольку позволяет решать несколько важных задач. Прежде всего, держать европейцев под контролем и в тонусе, а также не допустить гипотетического восстановления их экономических контактов с Россией. К тому же война на Украине является неплохим предлогом, чтобы требовать от европейцев снижения сотрудничества с Китаем, который якобы помогает России.

Кроме того, украинский вопрос будет главным активом Трампа в предполагаемых торгах с Москвой, в ходе которых он надеется добиться от Владимира Путина пересмотра некоторых российских приоритетов на восточном направлении. Кроме Украины, американскому президенту предложить, по сути дела, больше нечего. И именно по этой причине он не станет ее бросать, если под этим термином понимать полное сворачивание помощи Киеву и немедленное дистанцирование от всех его проблем. Это не по-хозяйски, и бизнесмен Трамп себе этого позволить не может. При этом, конечно, он сделает все, чтобы получал дивиденды от «украинского кейса» Вашингтон, а все издержки легли бы на Брюссель.

И пожалуй, это самые главные мотивы. Что касается интересов американского ВПК, то стоит обратить внимание на то, что за почти три года войны американцы радикально не увеличили объемы военного производства. И вовсе не потому, что не обладают возможностями для этого. Просто им гораздо интереснее без затрат на расширение производства взвинтить цены на продукцию, пользуясь ее дефицитом. Они уже обеспечены контрактами, которые будут выполнять еще много лет, и лишние месяцы конфликта на Украине для них значения не имеют, тем более что Ближний Восток и АТР являются куда более перспективными рынками сбыта самого дорогого оружия, в то время как поставки, например, ракет на Украину поднимают уровень эскалации до недопустимого уровня, за которым маячит угроза ядерного конфликта.

И хотя собственно Украину Трамп сливать не будет, это вовсе не относится к Зеленскому и его окружению, от которых, скорее всего, придется избавляться. И дело тут не в злопамятности Трампа, которому Зеленский и Ермак здорово подгадили в прошлый срок, и не в том хамстве и бестактности, что Банковая уже успела себе позволить после 5 ноября. Попытки Киева вести свою игру и манипулировать Вашингтоном, равно как и почти открытое вмешательство во внутреннюю политику США через лоббистские группы, неприятны не только сами по себе, но и потому, что создают опасный прецедент, подавая пример другим вассалам, как хвост может крутить собакой.

Помимо этого, смена одних марионеточных правителей на таких же, но более «свежих» — обычный способ, используемый США для удержания под своим контролем «банановых республик». А весь накопившийся негатив направляется на обанкротившегося «руководителя», а не на его реальных хозяев и кукловодов. Подобная манипуляция позволяет на некоторое время успокоить население пустыми надеждами на торжество справедливости и на улучшение жизни, затем следует очередной «транзит власти». Впрочем, не факт, что Украина в ее нынешнем состоянии до этого доживет.