Грузинская оппозиция пошла ва-банк
Василий Иваненко

Грузинская оппозиция пошла ва-банк

Президент Зурабишвили открыто провоцирует гражданскую войну

В ночь с 28 с 29 ноября грузинская оппозиция во главе с президентом Саломе Зурабишвили предприняла отчаянную попытку организовать новый Евромайдан в столице страны. По данным МВД Грузии, при разгоне митинга в Тбилиси полиция задержала 43 человека, в ходе протестов пострадали 32 полицейских. Как считает политолог Алексей Кочетков, у Запада почти не осталось инструментов, чтобы заставить грузинские власти действовать в своих интересах.   

Напомним, после недавних парламентских выборов в Грузии сформировали новый состав правительства. Переизбранный премьер Ираклий Кобахидзе заявил — до 2028 года республика не будет вести переговоры о вступлении в Евросоюз. «Также до конца 2028 года мы отказываемся от любых бюджетных грантов Евросоюза», — отметил Кобахидзе. Он пояснил, что Грузия не позволит манипулировать собой и не потерпит шантажа.  

Заявление Кобахидзе восприняли в штыки представители оппозиции. В Тбилиси, Батуми, Зугдиди и Кутаиси прошли массовые акции протеста. К протестующим в столице присоединилась действующий президент Саломе Зурабишвили. Противостояние демонстрантов и полиции в Тбилиси длилось всю ночь. Для разгона митинга применяли водометы и слезоточивый газ. Сотрудники подразделений спецназа МВД Грузии вытеснили протестующих с проспекта Руставели утром 29 ноября.

Ранее Европарламент отказался признавать результаты парламентских выборов в Грузии, заявив, что их итоги «не отражают свободы грузинского народа». По мнению экспертов, непризнание Брюсселем итогов выборов может поставить крест на отношениях Грузии и Европы. В Тбилиси должны отказаться либо от планов по евроинтеграции, либо от своего суверенитета. Впрочем, «когда закрывается одна дверь, обычно где-то открывается другая». Ставя ультиматумы и навязывая свою волю, Запад отталкивает от себя Грузию, вынуждая ее искать новых союзников и партнеров.                                          

Как считает политический аналитик Алексей Кочетков, в борьбе за власть грузинская оппозиция может пойти и на более отчаянные шаги.

«Премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе сообщил, что переговоры с Брюсселем о вступлении страны в Евросоюз перенесены на 2028 год. А также что Грузия временно не будет принимать от ЕС любые кредиты и гранты, несмотря на наличие бюджетного дефицита. Тбилиси намерен минимизировать свою зависимость от Брюсселя, сведя к минимуму внешнее давление на страну, — указал эксперт. — Жесткая позиция правительства Кобахидзе говорит о том, что они нацелены и на борьбу с внешним давлением, и на решение проблем Грузии своими силами. По идее, они делают все правильно, жесткий разгон демонстрантов-оппозиционеров был необходим. Тбилиси не ведется на манипуляции и провокации со стороны оппозиции, при этом не дает ей ни малейшего повода для раздувания истерии и организации реального Майдана».

Россия не имеет ни малейшего отношения к нынешнему политическому кризису в Грузии, а все попытки президента Саломе Зурабишвили разыграть «русофобскую карту», скорее всего, обречены на провал, считает он.

«В глазах рядовых грузин ее показная русофобия вредит всей оппозиции. Аргументы манифестантов о «несправедливости» итогов выборов выглядят странно. Речь ведь идет о том, чтобы не позволить Евросоюзу манипулировать грузинскими законами в своих интересах. Чего добивается оппозиция? Вновь разрешить пропаганду ЛГБТ в традиционной христианской стране. Выпустить из тюрьмы экс-президента Михаила Саакашвили, который по всем законам Грузии является государственным преступником. А также отменить недавно принятый закон «Об иноагентах», который обязывает местных агентов западного влияния открыто показать свою бухгалтерию. С какой стати все это нужно рядовым грузинам? И причем здесь русские?» — удивляется Кочетков.

По его мнению, в случае с попыткой организовать «грузинский Майдан» Евросоюз пошел ва-банк.

«Говорить, что «итоги выборов были подтасованы» глупо. По всей стране на участках стояли электронные аппараты для обработки голосов, фактически исключающие любое искажение результатов. Устроить «вбросы» бюллетеней там было невозможно. Но Евросоюз «по беспределу» утверждает, что прошедшие выборы — все равно «нечестные и недемократические». В Брюсселе боятся создавать прецедент открытого ухода страны из-под своего влияния. Этому примеру могут последовать и другие подконтрольные ЕС страны, желающие проводить национально ориентированную политику», — говорит он. 

ЕС пытается действовать по принципу, опробованному еще в 2004-м в ходе первого Евромайдана в Киеве — «либо побеждает наш кандидат, либо ваши выборы сфальсифицированы».

«Голосуйте так, как мы вам сказали, или мы не признаем ваши выборы», — такая риторика в последние годы стала для ЕС нормальной практикой. Допускаю, что Зурабишвили может пойти на отчаянные шаги. Она может собрать всех избранных депутатов от оппозиции, переехать вместе с ними в Кутаиси и попытаться создать там «параллельное правительство Грузии» при поддержке ЕС, — говорит он. — Но у правящей «Грузинской мечты» есть большинство в парламенте, они абсолютно законно сформировали новое правительство. Если гражданка Франции Зурабишвили попробует организовать «временное правительство» в Кутаиси, это можно охарактеризовать как попытку подрыва государственности, то есть, государственного переворота — со всеми вытекающими. Тогда Тбилиси имеет полное право применить самые жесткие меры к Зурабишвили и ее сторонникам, вплоть до посадки в тюрьму или физического уничтожения в ходе штурма». 

Кочетков сообщил — если Зурабишвили не остановится, то следующим шагом должен быть ее арест.

«Она реально сеет в стране гражданскую рознь и провоцирует гражданскую войну. Западу в этой ситуации остается только высадить свой экспедиционный корпус в Батуми. Но у Брюсселя сегодня нет таких возможностей. А у американцев сейчас столько других проблем, что они просто не будут этого делать», — заключил аналитик.