Османская империя, Халифат и Великий Израиль
Борис Джерелиевский

Османская империя, Халифат и Великий Израиль

Три квазиимперских проекта на развалинах Сирии

В Сирии расширяются боевые действия между протурецкими формированиями джихадистов и курдами, контролирующими северные районы страны, за которыми стоят США. «Бармалеи» уже заняли Манбидж, а паблики «Сирийской национальной армии» сообщают о предстоящих боях за Ракку.

В США уже грозят Турции санкциями. Так, сенатор-республиканец Линдси Грэм уже выразил готовность их разработать, если Анкара не остановит своих прокси.

«Если Турция предпримет военные действия против курдских сил в Сирии, это резко поставит под угрозу интересы Америки. В прошлом я подготовил проект санкций против Турции, если она начнет военные действия против курдских сил, которые помогли президенту Трампу уничтожить ИГИЛ (запрещенная в РФ организация). Я готов сделать это снова в двухпартийном порядке», — заявил Грэм, указав также, что курды удерживают в плену около 50 тыс. пленных боевиков ИГИЛ, и нельзя допустить их освобождения.

Но дело, конечно, не в пленных террористах, а в тех нефтяных полях в курдском анклаве, что контролируют США. Эрдоган сам не прочь наложить на них руку, но для него гораздо важнее уничтожение курдского образования. В экспертном сообществе Турции и США высказывается мнение, что Анкара постарается разгромить курдов руками своих прокси до инаугурации нового американского президента. Маловероятно, что Эрдоган начал бы операцию по свержению Асада, не заручившись гарантиями со стороны Вашингтона, что его главный интерес будет соблюден. Но с приходом Трампа обещания предыдущей администрации по этому вопросу могут быть обнулены. Еще в прошлую каденцию он открыто заявлял, что сирийская нефть нужна США, а поддержка курдов «легитимизирует» американское военное присутствие.

Так что туркам надо торопиться, поскольку формирования курдов хорошо вооружены и боеспособны. Кроме того, даже если до прихода Трампа они не будут получать поддержки от американцев, у них есть и другие союзники. Так, генерал-майор ЦАХАЛ Ноаме Тивоне заявил, что Израиль «очень заинтересован в создании курдского государства в Сирии». И если им придется совсем туго, то Тель-Авив вполне может обеспечить им воздушную поддержку.

Тем более, что сейчас ВВС еврейского государства наносят массированные удары по территории бывшей САР, уничтожая арсеналы и военные объекты сирийской армии, чтобы они не достались джихадистам.

Утром 10 декабря 2024 г. издание The Times of Israel сообщило, что Израиль нанес как минимум 250 бомбоштурмовых ударов по военным объектам в Сирии, и израильские самолеты разбомбили по меньшей мере три крупные авиабазы сирийской армии в разных частях страны. За ночь с 9 на 10 декабря, согласно сирийским источникам, ЦАХАЛ уничтожил: штаб РЭБ около Сайида Зайнаб на юге Дамаска, вертолетную площадку в деревне Акраба к югу от Дамаска, Центр научных исследований в деревне Барзех к северу от Дамаска, Центр научных исследований в Джомрайе к северо-западу от Дамаска, вертолетную площадку в Камышлы, корабли ВМФ Сирии и армейские склады в Латакии, Центр научных исследований в Масьяфе, склады в Дамаске и в районе Адры (к северо-востоку от Дамаска), базу 54-го полка в районе Тартаб в Камышлы, батареи ПВО в Дамаске и др. городах. То есть израильтяне делают то, что не сделали военнослужащие САА, оставив свое оружие, технику и имущество бармалеям.

Также израильская авиация усиленно бомбит цели на юге Сирии — в районе провинций Дараа и Эс-Сувейда, туда, куда двигаются части сухопутных войск ЦАХАЛ. Израильтяне уже вышли за пределы буферной зоны и вошли в населенные пункты Эль-Кунейтру, Эль-Баас, Эль-Хамидийя, а севернее — Хадр, важный для коммуникаций Ливана через сирийскую территорию. Тель-Авив, очевидно, планирует полностью оккупировать провинции Дараа и Эс-Сувейду, места компактного поселения друзов, традиционно настроенных благожелательно к еврейскому государству.

По данным арабских СМИ, части ЦАХАЛ к исходу 10 декабря 2024 г. продвинулись до поселения Катана в 21 км (по другим данным – в 19 км) от Дамаска. Также сообщается, что израильские войска вошли в несколько деревень у самых окраин Дамаска, но эта информация визуальных подтверждений не имеет. Возможно, речь идет о передовых дозорах.

Одной из задач Тель-Авива является прекращение коммуникаций, по которым шло снабжение «Хезболлы», далее может последовать вторжение в Ливан с территории Сирии. Хотя пока о таких планах израильского руководства ничего не сообщалось.

«Мы готовились к этому годами, но никогда не верили, что действительно это сделаем. Уж точно не на таком уровне интенсивности», — заявил высокопоставленный представитель ЦАХАЛ телеканалу, комментируя действия израильских войск.

США предсказуемо заявили о поддержке Израиля. «Сирийская армия покинула свои позиции в районе вокруг согласованной израильско-сирийской буферной зоны, что потенциально создает вакуум, он мог бы быть заполнен террористическими организациями, которые угрожали бы государству Израиль и гражданскому населению внутри Израиля», — заявили в Госдепе.

При этом запрещенная в РФ террористическая группировка «Хайят Тахрир аш-Шам», занявшая Дамаск, пока публично не прокомментировала и не осудила израильское вторжение.

Турция, которая в последнее время выступала с предельно резкой критикой Израиля, молчала до позднего вечера, и лишь поздно вечером 10 декабря 2024 г. глава турецкого МИД Фидан заявил, что Израиль покушается на суверенитет Сирии, но Турция «будет рядом с сирийскими братьями». Это было сказано уже после того, как интервенцию ЦАХАЛ осудил представитель ООН в Сирии и все арабские страны.

То есть еще немного, и молчание Анкары было бы воспринято как одобрение еврейского государства. Всё это указывает о наличии определенного соглашения между этими силами. Впрочем, если Тель-Авиву придется поддержать курдов, ситуация может измениться, и договоренности перестанут действовать. А для Израиля существование самостоятельного Курдистана, который объединил бы сирийских и иракских курдов, очень важно как противовеса не только Ирану и иракским шиитам, но и самой Турции, усиление которой рассматривается еврейским государством как серьезная угроза.

Примечательно, что пока официальные лица США намерены исключить «Хаят Тахрир аш-Шам» из списка иностранных террористических организаций, ее главарь Аль-Джулани направил личное послание руководству Ирана с предложением о сотрудничестве на основе «общих исламских принципов».

«Я считаю, что Иран должен пересмотреть свою политику в отношении Сирии. В обмен на сохранение некоторых интересов он может быть на стороне народа и установить стратегические отношения с Сирией», — заявил он в интервью CNN. В ответ СМИ, близкие к КСИР, сообщили, что возможное сотрудничество Ирана с новым сирийским правительством должно быть обусловлено общим противостоянием Израилю и защитой религиозных меньшинств.

Впрочем, призывы Мухаммада Аль-Джулани могут носить и отвлекающий характер, призванный обеспечить хоть на некоторое время невмешательство Ирана в происходящее.

На развалинах Сирии пытаются реализовать три квазиимперских проекта — Османский, Халифатский и Великий Израиль, плюс США, которые стремятся восстановить и расширить свое доминирование в регионе. Столкновение между ними лишь вопрос времени — их ситуативный союз слишком противоестественен для каждого из них. И речь не только о противостоянии Анкары и Тель-Авива, джихадисты-халифатчики рано или поздно выступят и против Эрдогана, поскольку он, несмотря на все свои «благодеяния», так и остается для них «тагутом» (человек или структура, узурпировавшая прерогативы Всевышнего на власть, то есть все, кто действует по любым законам, кроме шариата), как и Асад. Кроме того, хорошо известно, что «араба нельзя купить — только взять в аренду», а аренда рано или поздно кончается.