О книге Юрия Котенка «Выживший»
А вы знали, что в августе 2008 года, когда Грузия пыталась захватить столицу непокорной Южной Осетии, бои в Цхинвале шли прямо на улицах города? Тем далёким летом, выезжая из Краснодарского края, я впервые своими глазами увидел, как колонны русской техники двигаются в сторону границы с Грузией. Как на броне сидят ребята, которые наконец-то получили приказ — помочь своим. Остановить врага у границы, перестать ему попустительствовать.
На тот момент в Донбассе было не так уж много людей, которые испытывали чувство, что историческая справедливость должна быть восстановлена. Что Донецку и Луганску нечего делать в составе чужеродного образования с названием «Украина». И уж тем более никто не мог представить себе, что созвучными Шахтёрску, Иловайску или Мариуполю станут строки: «...Я переживал за близких. Танки прорвались со стороны 12-й школы и двинулись по улице Героев к центру города. А рядом со школой в убежище прятались женщины и дети. Там и моя жена на седьмом месяце беременности. Я собрал своих ребят, мы пошли навстречу грузинской колонне. По дороге к нам присоединились ещё ополченцы… И тут по рации сообщили, что русские танки на подходе. Сразу стало легче». Эти воспоминания Роберта Бетеева, защищавшего столицу Южной Осетии приводит в своей книге «Выживший» военный корреспондент Юрий Котенок. Только из неё мне удалось вычитать, что ополченцы специально запустили американо-грузинскую броню в город, ведь «в поле» шансов жечь эти танки и бронемашины было гораздо меньше.
Книги военных корреспондентов хороши именно тем, что они дополняют «телевизионные стереотипы». Как вот на примере Южной Осетии. Если человек помнит всё только из официальных новостей, то складывается картинка: Грузия применила «Грады», потом сразу пришли наши войска, отобрали у агрессоров американские винтовки и джипы, и всё. Дальше можно было идти до Тбилиси. А на деле оказывается куда сложнее. Но рассказать об этом может только человек, который был на месте, видел своими глазами и описал в материалах.
Скоро десять лет с тех пор, как началась агрессия Украины против Донбасса (с изначальным прицелом на Россию). Почти три года назад началась СВО. За этот период в свет вышло большое количество самых разных произведений, написанных военными корреспондентами и очевидцами событий. Книга «Выживший» займёт достойное место в этом ряду по целому ряду причин.
Во-первых, автор имеет отличное представление о корнях текущей войны. Юрий Котенок был курсантом ЛВВПУ (высшего военно-политического училища во Львове). Он поступил туда на закате жизни советского проекта и, сохранив верность присяге, на последнем курсе уехал в Москву, чтобы не клясться в верности невесть откуда взявшемуся украинскому проекту. Сцены того, как СССР и Украина сходили с ума, описаны в смешных деталях. «Как-то из зимнего отпуска Руденко вернулся с загадочным выражением лица и кипой длинных карандашей, собранных чёрной резинкой. «Це волшебные карандаши», — торжественно объявил он и добавил, подняв палец: «Выход на инопланетян». И понеслось!.. Здравствуйте, шановни инопланетяне! Чи можно с вами розмовляти?...»
В то время как советский обыватель тихонько «ехал крышей» под заряженные кремы Кашпировского и Чумака, во Львове местные панночки охмуряли курсантов, обещая им свою специфическую галичанскую благосклонность в обмен на «незалежные» ценности. Всё это, как человек, переживший ситуацию изнутри, Юрий Петрович описывает остроумно и одновременно болезненно. Ведь последствия этого эксперимента затронули нас всех.
Вот, например, о ставшем «свидомым» и одновременно иеговистом бывшем сокурснике:
« - Так, «Поль», ты — казак?
- Казак.
- Ну какой казак без креста?
- Такой. Никакого креста. Наши деды, батьки, предки казаковали без крестов.
- Ну как?
- А вот так.
- Погоди, «Поль». Что делали казаки, когда просились в Запорожскую Сечь?
- ...Горилку пили, не касаясь руками стопки на сабле?»…
Как говорится — было бы смешно, если бы не было так грустно. «Побывать во Львове после учёбы мне больше не удалось. В марте 1992 года в тамбуре поезда «Львов-Москва» я ощутил тяжёлое чувство беды, неизбежной катастрофы… Так же заныло в груди в ноябре 2013-го в центре Киева, когда по майдану маршировали колонны боевиков. Оно снова пришло, это ощущение неизбежности войны».
В общем, эта книга однозначно войдёт в резонанс с теми людьми, которые понимали тяжесть распада и жаждут возвращения своей Родины в полной её мощи. Она точно понравится тем, кто чувствовал нерв времени, потому что это как раз тот текст. О том, как у нас украли Отечество и как его необходимо вернуть назад.
Послужной список автора и его командировки — всё об этом. В разных частях некогда единой страны разыгрывается трагедия распада и принудительного, выгодного третьей стороне «кровопускания».
Как гвозди в живое тело вбиваются главы: Чечня. Дагестан. Осетия. Арцах. Донбасс. Очень круто называется глава «Бандеровский Тахрир», сразу с отсылкой на кукловодов, запускавших технологию.
Пишу «во-вторых», но на самом деле тема Бога в книге главная. «Выживший» начинается именно с этого — свидание со смертью и ощущение Господа. Вот он смотрит на нас всех. Ранение в храме города Шуши, воспоминание о молитве, которая по сути стала именно разговором с Создателем.
Книга начинается именно с этого, сакрального момента. Современные рыночники скажут: «Так это же не продаёт товар» (а ведь книга — товар). Действительно, автор совершенно сознательно отсекает людей, настроенных против Христа, с самого начала текста. И в конце закрепляет: «В наши дни с их гонками по горизонтали и вертикали христианином быть неимоверно трудно. Быть христианином на войне — героизм».
Об этом, кстати, он пишет не только на собственном примере. Тема раскрыта и через судьбы героев его репортажей (глава «Позывной «Петрович») и в простых утверждениях: «Знаете, почему атеистов почти не встретить в окопах? Потому что война — чистилище, а душе человека быть без помощи Свыше в таком дыхании ада никак невозможно. Уж где-где, а в Шторме Z, в штурмовиках хорошо знают, как это — быть готовым к последнему дню».
Юрий Котенок как бы отрезает, опираясь на давний евангельский принцип: но да будет слово ваше: да — да; нет — нет. В этом смысле дух книги очень похож на произведения Виктора Николаева, книгу «Живый в помощи», например. О том, как и и почему люди выживали на тех, предыдущих войнах.
«А где же описание баталий, кампаний, технической составляющей войны?» — спросит читатель. Всего этого в тексте «Выжившего» тоже хватает. И аналитики, и характеристик, и описаний того, чем была русская армия и какой она становится сейчас. Иногда они могут быть неприятны. «У многих в России, причём даже госчиновников и силовиков, сложилось так, что Россия как бы — отдельно, а зона их личного комфорта, ареал жизнедеятельности — отдельно. Раздвоение на уровне страны, её мегаполисов ощущается повсеместно», — говорит автор, и здесь тоже трудно не согласиться.
Просто субъективно мне, как читателю, важнее различных тактико-технических характеристик и подробной хроники текущей специальной операции (таковое в книге тоже есть) показались слова: «Снова и снова убеждаюсь, что проблема не во врагах, какими бы сильными и вооружёнными они ни были бы. В худшем случае враги убьют нас. Но это — если мы отважимся сражаться. Умереть достойно, в бою, пасть за Родину, это надо ещё заслужить. Говорю безо всякой иронии. Проблема — в нас, в нашем безволии и надежде на «дядю», проблема в ставке на удобство, «цивилизованный мир» и нежелание лить кровь за землю предков. Проблема в неверии».
Почему-то вспомнился тот 2008 год, когда, глядя на колонны русских воинов, уходящих в бой, думалось: «Вот бы и нам так. Вот бы и нам в Россию». И вот эта мечта сбывается. Осталось понять, что мы будем с ней делать. Окажемся ли мы достойны этой мечты.
«Военкор Котенок. Выживший».
Слово о русском солдате
Книга https://kmbook.ru/shop/vyzhivshij-letopis-speczoperaczij-ot-bamuta-do-bahmuta/
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках