Решение ДУМ как вызывающая провокация в отношении государственности
Недавно совет учёных-богословов Духовного управления мусульман (ДУМ) России принял решение, которое позволит мусульманам иметь до 4-х жен. Об этом сообщил муфтий Москвы, заместитель председателя совета и заместитель председателя ДУМ Ильдар Аляутдинов.
Хотя богословское заключение (фетва) о многоженстве пока находится в процессе доработки и не опубликовано на официальном портале ДУМ, Ильдар Аляутдинов уже поспешил дать устное разъяснение её основных положений.
«Принято решение о возможности заключения мужчиной одновременно второго, третьего или даже четвертого религиозного брака. Это допускается, если существует неспособность супруги к деторождению по состоянию ее здоровья», — пояснил он.
Кроме причины бесплодия, для заключения 2-го, 3-го и т.д. браков муфтий назвал сексуальную несовместимость(!), нежелание рожать детей или выход супруги из детородного возраста.
Однако не стоит так «переживать» за женщин, об их правах «позаботились». Мусульманин, который решится взять несколько жен, должен будет, как разъяснил Аляутдинов, предоставить каждой из них равные условия: отдельное жильё и одинаковую сумму на расходы. Он обязан честно сообщить первой жене о появлении новой супруги и проводить с каждой из них равное количество времени.
Если мужчина не сообщает первой жене о второй, женщина имеет право отказаться от жизни в полигамном браке. Если мужчина, состоящий в браке, решит заключить ещё один (религиозный) брак, он должен будет усыновить всех своих детей и оформить завещание в нотариальной конторе.
Всё «честно», как видите. Только неправильно!
Аляутдинов признает, что многоженство противоречит российскому законодательству и Семейному кодексу, но не считает это препятствием, поскольку права женщин будет обеспечивать не государство, а религиозная община. Несмотря на то, что государство признает только один брак, полигамные семьи, основанные на религиозном браке, де-факто существуют, поэтому, как полагает муфтий, важно уделять внимание правам женщин в таких семьях.
Сплошная «забота» и «справедливость» и очень много вопросов как к целесообразности принятия такого богословского решения, так и к стремлению ДУМ в светском государстве ставить сомнительные традиции религиозной общины выше государства и ее конституции.
Стоит ли говорить, что решение ДУМ вызвало бурную реакцию в российском обществе. Представители власти и общественники поспешили выразить свое возмущение.
«Мы живем в светском государстве, и, невзирая на то, к какой религиозной конфессии принадлежит гражданин, проживающий в нашей стране, он все-таки обязан жить по светским законам, а не по законам религиозным. Все граждане Российской Федерации, проживающие в нашей стране, независимо от того, в Калининграде, в Дагестане, в Тыве или на Камчатке, они живут по нашим светским законам. Все, что сегодня прозвучало в заявлении московского муфтия, противоречит нашему семейному законодательству и Конституции, а также нашим нравственным устоям и нашим традиционным ценностям», — отметила депутат Госдумы, председатель думского комитета по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Нина Останина.
Интересно, что во время прямой линии с президентом РФ Владимиром Путиным на экран был выведен вопрос о том, почему в России не разрешат многоженство для повышения рождаемости.
Когда позже в этот день обнародовали решение ДУМ о многоженстве, некоторые резонно усмотрели в этом игру в «окна Овертона».
Член Совета по правам человека (СПЧ) Кирилл Кабанов, например, вспомнил, что в России уже действует «исламский банкинг» (альтернативная банковская система, основанная на принципах исламской этики — прим.), теперь — легализация многоженства. Что дальше?
«Я так понимаю, что, согласно логике, следующий шаг — отказ/непризнание российской судебной системы и введение шариатских судов», — предположил он.
Бывший украинский депутат, а ныне российский предприниматель Олег Царев считает, что за разрешением многожёнства в религиозных кругах может последовать принятие этой практики на законодательном уровне.
«Нас приучают к мысли, что полигамия возможна. Но рано или поздно возникнет вопрос о том, как защитить права детей, мужей и жён в полигамных религиозных семьях при разводе и наследовании имущества», — отметил Царев. Он отметил, что государству нужно определиться со своим отношением к многожёнству, напомнив, что в Конституции уже дано определение брака как союза одного мужчины и одной женщины.
Православный священник Павел Островский написал в своем Telegram-канале, что это не первое спорное высказывание муфтия Москвы Аляутдинова, и еще «можно было бы это понять, если бы такие мысли транслировались исключительно в мусульманском регионе». Он подчеркнул, что утверждения о том, что в Коране разрешено многожёнство и что сам Коран не запрещён в России, являются абсолютно несостоятельными. Ведь в этом священном тексте есть и другие положения, которые в современном обществе являются неприемлемыми.
Согласно опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) от 2015 г., к идее многоженства респонденты отнеслись крайне негативно: 87% посчитали это недопустимым для русских. Только 8% россиян допускали подобную возможность и 2% заявляли о его необходимости.
Интересно, что отношение к многоженству проживающих в России мусульман с 1999 г. в 2015 г. сильно изменилось, но не в ту сторону, которую активно продвигает муфтий Москвы и ДУМ. Если в 1999 г. 70% респондентов вполне допускали многобрачие и только 30% высказывались «против», то в 2015 г. приветствовали эту идею только 33%, а 58% посчитали такую форму брака недопустимой!
Сложно представить, чтобы в 2024 г. показатели отношения российских граждан, включая мусульман, как-то значительно изменились в сторону признания многоженства в России нормальным явлением. Вопрос, на чем основывает ДУМ свое стремление разрешить мусульманам «религиозное» многоженство, если сами мусульмане России острой необходимости в этом не видят, а Конституция РФ прямо отрицает, остается открытым и вызывает, мягко говоря, недоумение.
Даже в соседних с нами республиках, где традиционно проживает большое количество мусульман, таких как Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан, Казахстан и Киргизия, многожёнство запрещено официально. Чтобы провести мусульманскую свадьбу (никах), имам должен потребовать от молодожёнов справку из ЗАГСа. За нарушение этого закона грозит наказание — от исправительных работ до крупного штрафа.
Общественный деятель и политик Константин Малофеев считает, что ДУМ России своим решением «открыто призвало мусульман к массовому нарушению закона». «В этой связи представляется разумным проверить деятельность ДУМ Генеральной прокуратурой РФ», — заявил он.
Постоянные дискуссии о ношении хиджабов и никабов, «запрете свинины» в школьных столовых одного из регионов РФ, теперь и о многожёнстве, создают впечатление, что идут активные попытки заложить в наше общество «культурную бомбу» таких масштабов, что выражение «традиционные русские ценности» в России может лишиться всякого смысла.
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках