Сделка по Гренландии, похоже, уже состоялась
Пути реализации гренландской претензии Трампа обретают различимые очертания. Financial Times опубликовала материал о том, что среди жителей острова растет запрос на его независимость. Хотя сейчас эта автономная датская территория имеет полномочия принимать решения по большинству вопросов, за исключением внешней политики и политики безопасности, все гренландцы, которые говорили с FT, заявили, что хотят большей политической свободы. Издание утверждает, что в гренландском обществе назревает раскол между теми, кто хочет большей самостоятельности в составе Дании, и теми, кто выступает за полную независимость.
Ранее премьер-министр Гренландии Муте Эгеде заявил, что остров не хочет быть частью США или Дании, он хочет независимости.
«Мы не хотим быть датчанами, мы не хотим быть американцами, мы хотим быть гренландцами», — сказал Муте Эгеде на пресс-конференции, комментируя заявление Трампа о его намерении купить самый большой в мире остров у Дании. Эгеде уже заявлял, что начата подготовка проекта Конституции острова, где будет прописана его независимость.
«Уже началась работа по созданию основ Гренландии как независимого государства в рамках возможностей и положений, предусмотренных Законом о самоуправлении», — заявил он. Примечательно, что о своих сепаратистских устремлениях гренландский глава заявил на совместной пресс-конференции с премьер-министром Дании Метте Фредериксен, которая их… поддержала, объявив, что пожелания Эгеде «законны и понятны».
Всё это наводит на мысль, что сделка по продаже Гренландии уже заключена, именно этим и объясняется неожиданно проснувшееся стремление к независимости, к тому же поддержанное Копенгагеном. Как известно, довольно часто независимость провозглашается для того, чтобы, выйдя из состава одного государства, присоединиться к другому. То есть нетрудно предположить в «нарастающих сепаратистских настроениях», инспирированных и одобренных сверху, содействие Трампу в реализации его планов по аннексии Гренландии.
Что будет дальше, вполне очевидно. Уже сейчас продвигаются два нарратива. Один из них озвучен в упомянутой статье в Financial Times. Там указывается, что у острова недостаточно сильная экономика, чтобы существовать на собственные средства, поскольку Гренландия финансово зависит от Дании и 53 процента ее бюджета в 2024 году были дотированы. То есть после обретения независимости встанет вопрос о новом источнике финансирования.
Кроме того, распространяется еще одно любопытное утверждение: поскольку Гренландия является важным логистическим узлом между Америкой и Европой, она, получив независимость от Дании и, соответственно, утратив защиту НАТО, немедленно станет объектом воздействия враждебных Западу сил – Китая, России, Ирана или всех вместе. Пока это «просто» констатируется, чтобы оповестить Запад о «нависшей страшной угрозе», но, без сомнения, лишь только независимость «Зеленой земли» будет провозглашена, сразу встанет вопрос о необходимости ее аншлюса, чтобы не допустить «континентальной блокады», рассекающей коммуникации, связывающие страны НАТО по обеим берегам Атлантики. Заявление будущего советника президента США по нацбезопасности о том, что Трамп не отметает никаких вариантов, в том числе военных, в вопросе Гренландии, именно об этом.
Идея присоединения Гренландии продвигалась США давно: в 1946 году они предложили купить остров у Дании за 100 миллионов долларов, но Дания отказалась его продавать. Второе предложение последовало в августе 2019 года во время первой каденции Дональда Трампа.
Как мы видим, возможность аннексии Гренландии США уже не выглядит фантастикой. Но остров, можно сказать, «плохо лежит», а как быть с Канадой и зоной Панамского канала? Что касается Страны Кленового листа, то в свете всего вышесказанного внезапная отставка Трюдо выглядит довольно подозрительно. Хотя его популярность действительно значительно пошатнулась, но все указываемые причины его отставки звучат не слишком убедительно, и очень трудно поверить в то, что решение Трюдо никак не связано с его нежеланием стать «губернатором штата Канада».
Про ресурсы и возможности этой страны говорить излишне, как и про значение Панамского канала. Богатством Гренландии, помимо ее географического положения, являются залежи свинцово-цинковых и урановых руд, месторождения нефти и газа.
Если Трампу удастся достичь озвученных целей, то США становятся самым большим государством в мире с колоссальными ресурсами и широким доступом к Арктической зоне. Игра стоит свеч.
И ради того, чтобы Россия, по крайней мере, не мешала бы реализации этих планов, Трамп вполне может «пожертвовать» обескровленной и выпотрошенной Украиной.
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках