США не станут покупать украинскую ГТС
Василий Таран

США не станут покупать украинскую ГТС

После года простоя она превратится в груду железа

Украина должна продать свою газотранспортную систему США, чтобы защитить ее от ударов российских ВКС, заявил накануне экс-глава офиса президента Украины Виктор Балога. Как считает политолог Алексей Белов, Америка навряд ли станет ее покупать.

По мнению экс-главы администрации президента Леонида Кучмы, совершить данную сделку Банковая должна как можно скорее — чтобы окончательно не потерять ГТС и вообще сохранить на Украине газ. Балога уверен, что для прекращения ударов по украинской системе со стороны России достаточно заявления руководства США о намерении совершить такую покупку.

Как считает политолог Алексей Белов, возобновление прокачки газа по украинской трубе в ближайшее время маловероятно.  

«Будет ли Украина выставлять свою ГТС на продажу? Вполне возможно. Сегодня Киев готов продать Западу всё что угодно, вплоть до души, лишь бы ему дали еще денег и оружия на продолжение войны, а также перестали уговаривать его пойти на мирные переговоры с РФ, — считает Белов. — Вся эта ситуация выглядит комично для тех, кто знает историю вокруг украинской ГТС. В Киеве ее десятилетиями называли «главным национальным достоянием, которое ни за что нельзя отдать в руки врага». То, до чего сегодня дошла Украина, было бы смешно, если бы не было так грустно».

Сегодня на Западе не видно особого интереса к покупке этой газотранспортной системы, даже за относительно небольшие деньги, говорит он.

«Соединенные Штаты, на мой взгляд, точно не будут ее покупать, она им просто не нужна. А в нынешних политических условиях она не нужна и Европе — по крайней мере, до тех пор, пока ее возглавляют представители проамериканских элит. Судя по настроениям в тамошней прессе, Европа все больше скатывается к будущей войне с Россией. Это наглядно иллюстрирует усиление военной напряженности в Балтийском море, заявления генсека НАТО и лидеров ЕС о возможном введении войск на Украину и т. д. Если же под влиянием Трампа в ключевых странах ЕС произойдет смена элит, то ситуация может измениться. Но пока она такова, что ГТС Украины для европейцев — это просто набор ржавых труб, по которым никто ничего не собирается прокачивать», — говорит Белов.

Обладание этой ГТС сегодня не имеет ни экономического, ни политического смысла ни для Европы, ни для России, считает он.

«Транзит газа по этой трубе с 1 января остановлен, и восстанавливать его в нынешних реалиях никто не собирается. Правда, на Западе есть ряд элитных групп, полагающих, что рано или поздно отношения с РФ все равно будут восстановлены, и тогда украинская ГТС вновь обретет стратегическое значение. Исходя из этой позиции, лучше забрать ее сегодня, пока она стоит «три копейки». Но это, как говорится, сослагательное наклонение, сегодня в Европе таких мнений практически не слышно, и никаких связующих звеньев с РФ сегодня европейцам не требуется», — говорит эксперт.

Есть вариант, при котором США могли бы за копейки выкупить украинскую трубу, чтобы навсегда ее заблокировать или разобрать — по аналогии с «Северными потоками», указал он.

«Гипотетически для США это вполне возможно, но для них в этом нет реальной необходимости. Как считают эксперты по энергетике, в случае, если украинская ГТС всего несколько месяцев простоит пустой, то она просто начнет ржаветь и разваливаться сама по себе, превратившись в груду железа. После чего восстанавливать ее и вновь вводить в строй будет гораздо дороже, чем купить и разобрать. В этом, кстати, опасность для любого газопровода, который построен и не действует. То есть для Америки в такой покупке нет никакой экономической или политической целесообразности».   

Что касается ударов российских ВКС, то сегодня они наносятся не по ГТС, а по крупнейшим украинским газохранилищам, уточнил аналитик.

«Судя по всему, в Москве украинскую трубу все еще рассматривают как некий актив, который в перспективе может пригодиться. Разумеется, в случае, если в Европе восторжествует здравый смысл и там перестанут делать ставку на разрыв связей с РФ. Но весь вопрос в том, когда именно это произойдет. Надеяться, что это случится в краткосрочной перспективе, не стоит. Если не решить вопрос с заполнением украинской ГТС в течение года, то дальше ее использовать будет уже невозможно. За это время она полностью утратит статус надежной логистической системы для прокачки газа. Пока же России стоит делать упор на обходные маршруты транспортировки «голубого золота», чтобы минимально зависеть от сторонних посредников», — говорит Белов.

Дело в том, что мы пока вообще не знаем, что будет с Украиной в ближайшем будущем, говорит он.

«Помощник президента РФ Николай Патрушев на днях заявил, что Украина как государство может исчезнуть уже в 2025-м. При этом другая часть наших элит надеется на «справедливый раздел» этой страны с Западом по итогам «большой сделки». Но при любом раскладе мы получаем либо отсутствие Украины, либо крайне недружественную Украину западнее текущей ЛБС. Шансов договориться с такой Украиной о возобновлении транспортировки газа по ее территории почти нет. Для того же, чтобы качать газ в Европу по контролируемой нами территории Украины, нам придется продолжать СВО еще не один год, — указал он. — В целом в мире складывается ситуация, при которой ты можешь контролировать только то, чем владеешь. А контролировать прокачку газа по территории, которой ты не владеешь, будет все менее реально. В мире вообще идут такие пертурбации, что судьба украинской ГТС видится чем-то незначительным. Речь идет о том, что завтра-послезавтра мы можем получить ситуацию «глухого железного занавеса» с Европой. И тогда речь может идти лишь о поставках туда нашего СПГ, да и то в очень ограниченных объемах».