Россия покидает «зону нестабильности»
Василий Таран

Россия покидает «зону нестабильности»

Военные базы РФ перемещаются с Ближнего Востока в Северную Африку

Западные СМИ сообщают о возросшей военной активности России в Ливии после свержения повстанцами из террористической группировки «Тахрир аш-Шам» режима Башара Асада в Сирии. Как считает военный эксперт Юрий Кнутов, российские военные базы постепенно перемещаются на север Африки.  

Внезапное падение режима Башара Асада в Сирии оказалось полной неожиданностью для всех внешних участников сирийского урегулирования. Эксперты по Ближнему Востоку давно говорили о социально-экономических проблемах в Сирии и предупреждали о растущем военном потенциале радикальных исламистских группировок в Идлибе. Но предсказать стремительный крах правительства Асада не смог никто. Как следствие, под вопросом оказалось присутствие в регионе военного контингента РФ, который все годы поддержки Асада Москвой располагался на двух основных военных базах.

Сегодня в Сирии остаются база ВМФ России в Тартусе и авиабаза Хмеймим в Латакии. Оба объекта играли ключевую роль в противостоянии «Исламскому государству» (запрещено в РФ) и поддержании контроля Дамаска над большей частью территорий страны.

В последние недели ведущие западные СМИ указывают: Россия активно перебрасывает из Сирии в Ливию системы ПВО, военную технику и личный состав. По их данным, оборудование для С-300 и С-400 на восток Ливии уже доставлено, а ЧВК «Вагнер» уже давно на месте.

По словам западных аналитиков, новым пристанищем для военного контингента РФ могут стать авиабаза Аль-Джуфра и порт в Тобруке. Мониторинговый сайт ItaMilRadar в эти дни фиксирует активную работу «воздушного моста» между РФ, Сирией и Ливией, отмечая, что эвакуационные рейсы становятся «все более регулярными». Частое перемещение российских самолетов между Сирией и Ливией стало обычным явлением, что, скорее всего, говорит о вывозе оборудования с Ближнего Востока в Северную Африку на фоне вывода российских войск из Сирии.

Тем временем генерал Халифа Хафтар, контролирующий восток Ливии, приказал предоставить армии РФ доступ к авиабазе Матан ас-Сара на юго-востоке страны. А британский полковник в отставке Хэмиш Бреттон-Гордон указал: новое руководство Сирии делает ставку на сотрудничество с Западом «для скорейшего восстановления страны» и активно дистанцируется от России, в силу чего в регионе может возрасти влияние НАТО.

Военный аналитик Юрий Кнутов считает, что наши военные перемещаются на более выгодные позиции в Средиземноморье.

«Сотрудничество РФ с Ливией имеет многолетнюю историю. В какой-то момент Хафтар даже имел шанс взять столицу, Триполи, и получить контроль над большей частью Ливии. Но в этом ему помешала Турция, президент Эрдоган направил в Ливию свои корабли и отряды боевиков, которым удалось сохранить двоевластие в стране. Несмотря на это, силы Хафтара контролируют обширные территории Ливии, а его авторитет в стране достаточно высок. Учитывая многолетние связи с правительством Хафтара, Россия могла заключить с ним военное соглашение и в его рамках начать перемещать свои войска из Сирии на север Африки», — говорит Кнутов.

По его мнению, для нас это более перспективно с точки зрения контроля как в восточной, так и в центральной части Средиземноморья, включая акваторию, примыкающую к Италии. 

«Когда военные базы РФ появились в Сирии, Шестой флот США был вынужден уйти в район острова Сицилия. Это был важный момент, потому что в случае конфликта из Восточного Средиземноморья можно было обстреливать ракетами территорию РФ. Второй момент — у России есть войска в Центральноафриканской республике, в ряде других стран Африки действуют наши ЧВК. В этом плане очень важно создать в Ливии «аэродром подскока» или полноценную военную базу, на которой наши военные самолеты могли бы дозаправляться и следовать в другие регионы. С точки зрения логистики, это даже более привлекательно, чем Сирия», — говорит эксперт.

По его словам, свержение режима Асада в Сирии стало совместной операцией двух стран — Турции и Израиля, под контролем Британии.

«Это было сделано в первую очередь для того, чтобы «выдавить» Россию из Сирии. Перед нападением боевиков на Сирию Израиль нанес три мощных удара. Сначала 56 аэробаллистических ракет были выпущены по системе ПВО Ирана и заводам по производству ракет. Затем ЦАХАЛ нанес удар по «Хезболле» в Ливане, а третий — по иранским базам Корпуса стражей исламской революции в Сирии. В итоге боевики-исламисты из Идлиба прошли по территории САР практически без сопротивления со стороны войск Асада. Этой операцией руководили турецкие генералы, а Израиль создал для нее все предпосылки, — отметил он. — Сегодня уже наметились противоречия между Израилем и Турцией, которая заявила, что не даст разделить Сирию на три сектора — израильский, американский и турецкий. Также Эрдоган намерен полностью изгнать из Сирии курдские силы. Все это грозит долгим противостоянием и гражданской войной в САР, по примеру той же Ливии», — считает Кнутов.   

Всё это говорит о том, что Сирия превратилась в долговременную «зону нестабильности», считает он.

«Эта страна, к сожалению, сейчас представляет собой «тлеющий костер», который может вспыхнуть в любой момент. Поэтому оставлять военные базы в Сирии для России не только бессмысленно, но и опасно. Страна может стать зоной военного противостояния как между региональными игроками, так и большими державами. Поэтому в Москве, скорее всего, и приняли решение перебазировать наши военные базы в тот сектор Ливии, который контролируется дружественными нам силами. Судя по всему, именно этот процесс мы и наблюдаем в данный момент», — заключил Кнутов.