Вашингтон на пороге новой войны
Борис Джерелиевский

Вашингтон на пороге новой войны

Йемен может стать для США вторым Вьетнамом

Боевые действия США против хуситов в нынешнем формате не могут привести к успеху или хотя бы к такому результату, который можно было бы представить как успех. Нанести критические повреждения инфраструктуре Йемена проблематично в силу ее децентрализованности и слабой выраженности. На каждый ракетный удар американцев хуситы будут отвечать своими ракетами и беспилотниками, как по американским кораблям, так и по израильским объектам. Обычный американский прием – обстрелять, объявить о победе и на время постараться забыть об этом направлении – тут не сработает. Ни пролив, ни Израиль в качестве целей хуситов никуда не денутся. То есть, взять и провозгласить себя победителями не получится.

Поэтому на Западе заговорили о неизбежности наземной операции американских войск в Йемене. Предыдущая попытка воевать против хуситов, осуществленная коалиционными силами нефтяных монархий во главе с Саудовской Аравией, окончилась провалом. Конечно, ВС США – это не войска саудитов, но и их едва ли ожидает в Йемене легкая прогулка. Даже ограниченный формат такой кампании - установление стратегического контроля над Баб-эль-Мандебским проливом в целях обеспечения судоходства, грозит Вашингтону новым Вьетнамом или Афганистаном и способен втянуть американцев в многолетнюю войну без побед. Это в корне расходится с декларированной Дональдом Трампом «миротворческой политикой», поскольку тут его ожидает не «мир через силу», а долгая война и осознание собственного бессилия.

Отметим, что пока что реальных приготовлений к началу наземной операции не наблюдается, в составе морской группировки ВМС США нет десантных кораблей, нет признаков и развертывания сухопутного воинского контингента в сопредельных с Йеменом странах. Учитывая логистические возможности Пентагона, подготовка к такого рода операции может занять несколько месяцев. То есть, скорее всего, окончательное решение о вторжение в Йемен еще не принято.

Американцы могут попытаться решить вопрос и дипломатическим путем. Хотя в Тегеране и Сане отрицают, что хуситы действуют по указке Ирана, влияние ИРИ на них очевидно, и Вашингтон мог бы попытаться договориться с иранцами. Они вполне договороспособны и неуклонно соблюдают заключенные соглашения, чего не скажешь об американцах. Напомним, что в свою прошлую каденцию Трамп в одностороннем порядке вышел из достигнутой ядерной сделке, чтобы потрафить Тель-Авиву и обесценить дипломатический успех демократов.

И потому, когда сегодня Вашингтон вновь заговорил о возобновлении СВДП, к его усилиям иранцы отнеслись с большим скепсисом.

Напомним, что в начале марта Трамп направил письмо верховному лидеру Ирана аятолле Али Хаменеи, в котором, по его словам, предложил Тегерану отказаться от ядерного потенциала и закрепить это в виде сделки, дав на раздумье два месяца. Он пригрозил, что в случае отказа Иран ждут более жесткие санкции и кампания «максимального давления». Кстати, с момента возвращения Трампа на президентский пост США успели ввести четыре пакета санкций в отношении иранской нефти, причем в госдепе заявили, что сохранят давление, чтобы не допустить появления у Ирана ядерного оружия (что крайне сомнительно). 

Теперь, когда половина означенного срока позади, спецпосланник президента США Дональда Трампа Стивен Уиткофф пригрозил Ирану боевыми действиями. «Наш сигнал Тегерану - давайте сядем за стол переговоров и обсудим, сможем ли мы путем диалога, дипломатии прийти к правильному решению. Если нет - альтернатива окажется нехорошей», - заявил чиновник.

Ответ оказался вполне прогнозируемым. «Нам нет дела до ожиданий Трампа. Нам важны лишь наши интересы», — сказал министр иностранных дел Исламской Республики Аббас Аракчи, отметив, что Иран будет опираться на свои приоритеты, а не на взгляды и ожидания американского президента. Аракчи указал, что, если США действительно хотят переговоров, есть принципиальное условие для новой ядерной сделки: её прежний формат должен быть пересмотрен, а новый учитывать интересы Ирана. Ранее президент ИРИ Масуд Пезешкиан заявил, что Тегеран открыт для диалога с Вашингтоном, если США продемонстрируют свою готовность к переговорам, но давления Иран не потерпит.

Однако американцы решили взять быка за рога и с ходу начали с языка ультиматумов. И это при том, что и раньше, когда США были не в пример сильнее, а Иран – слабее, они ничего не могли с ним поделать.

Если же Вашингтон попытается начать наземную операцию в Йемене против хуситов, использовав ее как инструмент давления на Иран, его могут ждать большие разочарования. Тегеран, усилив снабжение своих прокси, втянет американцев в длительную и бесперспективную войну. В свою очередь, хуситы интенсифицируют свои удары по нефтяным маршрутам, а также по нефтепромыслам Саудовской Аравии (если она примет участие в войне), что приведет к большим экономическим проблемам глобального уровня. При этом другие иранские прокси ударят по американским базам в Ираке и в Сирии, еще больше расширяя зону конфликта.

Так что гораздо разумнее договариваться, и Вашингтону, если бы он несколько смирил свою гордыню, в этом могла бы посодействовать Москва, выступив в роли модератора американо-иранского диалога, который бы позволил предотвратить эскалацию, грозящую усилением хаоса в регионе, и найти решение вопроса иранской ядерной программы, которое бы устроило все стороны и открыло пути устранения проблем судоходства в проливах.

Однако следует принимать во внимание и израильский фактор, который отнюдь не благоприятствует миру и стабильности в регионе.  Поскольку, уверившись в поддержке Трампа, Тель-Авив готовится к новой фазе операции в Газе, можно ожидать обострения ирано-израильского конфликта. Скорее всего, Нетаньяху санкционирует «превентивные» действия спецслужб по «сдерживанию» Ирана, такие как кибератаки на иранские объекты и усиление разведывательно-террористической активности.

Пожалуй, главной задачей Израиля в данном вопросе будет не допустить деэскалации и гипотетической нормализации ирано-американских отношений, а в идеале – спровоцировать войну США и ИРИ, и в этом смысле наземная операция против хуситов может стать шагом к ней.

Сионистские взгляды большинства членов команды Трампа хорошо известны, и вопрос сегодня стоит, что окажется сильнее – эти воззрения или здравый смысл.