«Кракен» в хорошем смысле этого слова
Артем Ольхин

«Кракен» в хорошем смысле этого слова

Быстрые углеводы современной культуры

Нынешний человек живёт в режиме непрерывного бега. Мы сами устроили пространство вокруг себя таким образом, чтобы постоянно спешить, при этом мало куда успевать и на ходу непременно пытаться переварить всю ту гору новостей, которую дружелюбно предлагает нам смартфон.

Всё это, кстати, влечёт за собой тяжёлые когнитивные расстройства. Наше сознание демонстрирует полный отказ работать связно и системно, потому что мозг находится в состоянии непрерывного напряжения. Из-за обилия новостных лент, дел реальных (но чаще — суетных, ничего не значащих уже на следующий день) люди погружаются в состояние шокового беспамятства. В результате пробиться через толщу, которую создают информационные торосы, становится почти невозможно. Именно поэтому технологии донесения информации превращаются во всё более ударные.

Остаются в нашей памяти только те события и сюжеты, у которых получается привлечь к себе очень высокий индекс внимания. А 90 с лишним процентов того, что мы слышим, видим и пока ещё читаем, остаётся за бортом. Потому что некогда. Потому что слишком много всего. Когда-то, и, возможно, достаточно скоро, процесс добровольной перегрузки приведёт к печальным последствиям. Но пока что весь мир продолжает охотно и в чём-то даже радостно жить в состоянии «непрерывной революции». Троцкий, кстати, здесь ни при чём. Этот термин в последнее время используют, когда описывают технологические тренды.

Есть ещё одна интересная черта в происходящем. Современные государства могли бы повлиять на процесс, попытаться замедлить его, сделать жизнь своих граждан более осмысленной. Но в силу большого количества причин этого не происходит. И поэтому с возрастающей скоростью нашей с вами жизни объективно «рулят» несколько крупных коммерческих явлений: рынок гаджетов и программного обеспечения, рынок информации и рынок развлечений. Это очень тесно связанные сферы, они уже почти срослись в один огромный Левиафан. Но ещё не до конца.


В результате для того, чтобы поддерживать диалог со своими гражданами, государству остаётся только два способа: либо постоянно повторять те вещи, на которых необходимо концентрировать внимание, либо помогать создать настолько прорывные продукты, мысли и идеи, упакованные в правильную оболочку, чтобы на них просто невозможно было не обратить внимания.

Кстати, в плане постоянного повторения Россия добилась определённых, очень положительных результатов. Я вот недавно обнаружил, что моя дочь с телефона слушает «Тёмную ночь» и другие песни о Великой Отечественной. Понятно, что это результат целенаправленной государственной политики в образовании и культуре. Но это как раз таки очень хорошо, и не надо рассказывать ужасы о том, что старший оруэлловский брат следит за нами, как минимум потому, что Украина, за которой брат не уследил, с ума сошла вовсе. И теперь там непрерывно повторяют откровенно самоубийственные вещи. Причём не только словом, но и действием.

Второй принцип, в котором всё должно быть «ярко и нативно», тоже вполне неплохо усвоен. По крайней мере, это смогла сделать отечественная культура, которая, используя индустрию развлечений, нет-нет, а всё же пробивается сквозь информационные мусорные засоры.


Вот хороший пример: в альбом-посвящение «Любэ» под названием «Всё опять начинается» вошло несколько песен «совсем не из той песочницы». Но очень удачно. Омские «25/17» и подмосковный проект «Соль Земли» поступили грамотно и красиво: они сохранили мелодическую ткань песен «Любэ», припевы и узнаваемость, а куплеты написали свои, о текущем сейчас и очень остром. У «25/17» получилась отличная композиция о бойце из СВО. А текст песни Артёма Лещука (Саграда, «Соль Земли») нужно просто цитировать на бюрократических совещаниях в высших эшелонах власти. Как прививку:

Нас не готовили к войне, и мы её не хотели
И оттого страшней вдвойне, что пули полетели
Хотели в лучшие отели с миром наравне
Но если хочешь мира - будь готов к войне.

Так говорили древние. Жестокая латынь.
Профиль Марка Аврелия как горькая полынь.
Так хочется глаза закрыть и дальше слушать джаз
От нас хотели лишь забыть про небольшой Донбасс

Закрыть глаза на восемь лет мужества и трагедий
Где ужас каждый день, где погибают дети
Спустить на тормозах, не лезть в дела соседа наконец
И отвести глаза, когда они войдут в Донецк...


Такая версия «Давай за...» в современных условиях выглядит более, чем органично.

Но главным удивлением первой половины майских выходных стал фильм Николая Лебедева «Кракен». Если отмести обычное брюзжание в духе «ой, опять этот ваш актёр Петров», картина получилась очень достойная. В фантастическом сюжете проглядывает очень много хороших смысловых зарядов.

Показательно: у меня старшие дети его сами выбрали к просмотру. Потому что море, приключения и почти Жюль Верн. А когда вернулись из кинотеатра, сказали, что постановка «самая крутая в этом году».

Так что же попало в их головы в тот момент, когда «коробочка распахнулась»? Мысль, что русские подводники (а там, глядишь, и все моряки) — достойные парни. Они друг друга спасают, защищают, не боятся трудностей. Если именно такие стереотипы будут воспроизводиться подростками — разве плохо?

Причиной проблем в фильме становятся «международные исследователи», которые бросают в воду бомбы и что-то там замеряют. Именно из-за этого просыпается кракен: противное англосаксонского вида чудище, которое, как оказалось в конце, топит корабли уже много веков. Очень красивая метафора.

Есть в фильме и девушка, которая считала свою страну чем-то недостойным, а ближе к финалу на вопрос: «Поехали домой?» отвечает, что да. Есть проблемы братской любви и прощения, кстати.

И подано всё это именно ненавязчиво. Если кино рассматривать как «рекламу Родины» — то в данном случае получился высший пилотаж. Особенно если учитывать, что иначе всё равно не получается: всё стало полярным, и мы либо стоим вместе со своей Отчизной, либо против неё.


Есть там ещё одна приятная «нативочка»: на одной из русских подлодок находится-таки сверхоружие, с помощью которого получилось уничтожить морское чудище. Это, наверное, ныне живущим кракенам на заметку. Чтобы не так наглели.

В общем, просмотр русского фильма «Кракен» оставил более чем положительные впечатления. Испортить их не смогли даже афиши фильмов, снятых при участии русофоба Стивена Кинга, которого непонятно зачем продолжают терпеть в отечественном кинопрокате.

Ну да ладно. Пусть будет, как у Стругацких: «Не бывает «право» без «лево», поэтому мир всегда отягощён злом». Главное, что иногда мы и кое-что хорошее всё-таки умеем.