Аляска: место встречи изменить нельзя
Алексей Сокольский

Аляска: место встречи изменить нельзя

Для Трампа Арктика важнее Украины

Украинский кейс на переговорах с президентом России Владимиром Путиным для американского лидера не является главным. Донни Трампа больше волнуют иные проблемы, связанные с глобальным противостоянием Юга и Востока с Западом.

Аляска в качестве места саммита избрана совсем не случайно. Удивительно, но сообщество экспертов, называя Ватикан, Будапешт, Абу-Даби, Швейцарию, Турцию и даже Белоруссию как переговорные площадки, не учло, что в реальности движет Белым домом.

Украина для Вашингтона и Лондона — всего лишь разменная монета, достоинством не выше политического пенни, используемая в крупном процессе по перестройке всей мир-системы уходящего капитализма.

Глобализация сменяется эпохой глокализации, когда контроль за близлежащими природными и демографическими ресурсами приобретает решающее значение, причем также необходимо лишить его основных экономических конкурентов.

Арктика в подобных условиях — идеальная территория на земном шаре, а претендентов на нее не так уж и много.

Для США зона Северного Ледовитого океана играет первостепенное значение. Впрочем, для Великобритании тоже, но доступ к Арктике Лондон может получить, только опираясь на плечи американцев. Канады (глава государства — король Карл III) явно для этого просто не хватит из-за достаточно слабого военно-политического потенциала.

Донни Трамп, возрождающий Британскую империю, сделал немало, чтобы Оттава окончательно легла под Лондон, а Гренландия начала слезно просить Туманный Альбион о заступничестве перед буйством «дяди Сэма».

Фактически Белый дом часть Арктики отстегнул Великобритании, но ведь и сам он не должен остаться в накладе. А раз так, то надо каким-либо образом договариваться с Россией: убеждать, пугать, подталкивать к дележке арктического пирога, не забывая отсечь Китай, стремящийся пробиться на север.

КНР нужен российский сектор Арктики, и не только для разработки углеводородных и других ресурсов. Северный Ледовитый океан хорош для самого северного «Шелкового пути» в Европу, на котором легко организовать перевалочные и ремонтные базы, плюс ко всему отсутствие пиратства и обстрелов со стороны повстанцев, как, например, в Красном море.

Кроме того, протянуть интернет-кабели здесь тоже удобно, что чрезвычайно нужно при обмене информацией и переводе финансов. Связь через космос пока не дает ни скорости, ни безопасности при осуществлении трафика.

Трампу же надо всего этого Пекин лишить для успешных торговых войн, а без воли России такого совершить нельзя.

Аляска подходит Кремлю и Белому дому тем, что ведущиеся переговоры в меньшей степени окажутся под колпаком журналистов, спецслужб и дипломатов из стран ЕС и Ближнего Востока, Китая и Израиля.

Собственно, встреча Путина и Трампа явно готовилась давно (следует вспомнить странные агрессивные, хоть и неофициальные заявления США по острову Врангеля), и, похоже, целый ряд вопросов удалось скоординировать, но, вероятно, остались и ключевые расхождения. Если последние не удастся устранить при личных беседах президентов, то Трамп всегда имеет право заявить, что наказывает санкциями РФ за несговорчивость по украинскому конфликту, закамуфлировав основную тему, чтобы потом продолжить негласные консультации и согласования.

Безусловно, приезд Владимира Путина на территорию американского штата Донни подаст как личную победу, заодно и потешив свое эго.

В любом случае от переговоров на Аляске не надо ожидать чего-то сверхъестественного — шансы на прорыв в американо-российских отношениях не высоки, хотя и есть. И самое фундаментальное в данном деле — какую цену придется заплатить России? Часто кажущийся мирный успех приводил государства не к процветанию, а к гибели.