Душа христианской Руси
Игумен Кирилл (Сахаров)

Душа христианской Руси

В Вышенской пустыни в год ее 400-летия

363 км от Москвы до Шацка в Рязанской области, еще полчаса езды, и вы в знаменитой Вышенской пустыни.

Но сначала пару слов о Шацке: город был основан по указу Иоанна Грозного в 1553 г. как одна из крепостей Большой Засечной черты. Состояла эта крепость из нескольких слобод: Кузнецкой, Красной, Черной и др. Ныне город небольшой, но в нем аж семь действующих храмов и одна часовня.


Главный храм в честь Пресвятой Троицы — там побывать не удалось, в понедельник служб не было. Население города всего лишь 5,5 тыс. человек. В Шацке я со своим спутником побывал в Культурном центре, где познакомился с историей города и его культурой. К сожалению, первое впечатление о городе было не очень благоприятным — интернет показал наличие в Шацке всего лишь одной гостиницы — «Турист» (когда мы вернулись в Москву, «Алиса» показала, что в городе 4 гостиницы).

Когда мы подъехали к «Туристу», перед нашим взором предстало двухэтажное обшарпанное здание, свет в котором не горел ни в одном окне. Здание напоминало то ли общагу советского времени, то ли следственный изолятор. В длинных коридорах «общаги» не горела ни одна лампочка – добирались на ощупь. Когда мы открывали дверь комнаты и пытались ее закрыть, опасались, как бы не повредить пальцы. Комната представляла собой кубрик 3 х 3 метра. Наглухо заклеенные окна блокировали доступ свежего воздуха. На трехрожковой люстре горела только одна лампочка. Поразила подушка – она была плоская, вровень с кроватью. Тапки мы с собой не взяли, полагая, что они должны быть в самой гостинице, из-за этого пришлось ходить по неубранному полу босиком. Не менее удивил нас санузел – унитаз в нем напоминал детский горшок, а в ванне, в которую взрослому было очень проблематично вместиться, обогреватель позволял литься горячей воде не более 1 минуты. Понятное дело, что в связи с этим намыливать голову было рискованно. Хотелось посмотреть воскресные вечерние новости, но, увы, все попытки «завести» телевизор были безуспешны. Второго пульта для его «заводки» на месте не оказалось. На наши просьбы к администратору помочь в решении возникших вопросов был такой ответ: «Мне страшно подниматься на второй этаж, я боюсь…».

Под стать мрачноватому впечатлению от гостиницы был и сон, который я видел, ночуя в ней. Как будто меня, совсем молодого, рукоположили в архиереи и направили служить в глубинку, в такой же небольшой городок, как Шацк. Я инкогнито приезжаю в самую скромную гостиницу типа этого «Туриста», стараясь быть незамеченным, с тем, чтобы утром приехать на торжественную встречу в собор. И надо же такому случиться, что ночью, сломав двери, меня ограбили. С трудом взяв себя в руки, еду на встречу, стараюсь изо всех сил держать себя в руках, но в конце концов не выдерживаю и сообщаю собравшимся, что вот сегодня ночью меня ограбили.

Кстати, как потом выяснилось, эта гостиница в Шацке была построена на месте разрушенной церкви…

Выша находится среди сосновых лесов в окружении красивой природы — здесь всё располагает к уединению и молитве. До появления здесь русских эти земли населяли мордва и татары. Монастырь был мужским, с 1990 г. стал возрождаться как женский. Самым известным настоятелем обители в XIX веке был архимандрит Аркадий. В настоящее время ведется подготовка к канонизации этого подвижника благочестия. Много внимания он уделял духовному просвещению в Шацком уезде и его окрестностях. Его усилиями были созданы десятки народных школ.

22 года в обители, в полном уединении, в молитвах, занимаясь духовным писательством и окормляя через письма многочисленных духовных чад, пребывал святитель Феофан Затворник. Будучи членом Русской Духовной Миссии в Иеросалиме, он начал здесь исследовать аскетические творения подвижников благочестия. Был ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии, а затем архиереем на Тамбовской и Владимирской кафедрах. Его наиболее известные труды: «Путь ко спасению», «Письма о духовной жизни», «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?», толкования на все Послания святого апостола Павла и др. Святитель перевел на русский язык «Слова» прп. Симеона Нового Богослова, «Невидимую брань» Никодима Святогорца и «Древние иноческие уставы». Особенное значение имеет перевод им Добротолюбия. Библиотека святителя насчитывала около 3 тысяч книг — в ней были и труды философов, и произведения Достоевского. Владыка очень любил обитель. Он писал: «Вышу можно променять только на Царствие Небесное».


Находясь в затворе, святитель никого не принимал — не принял даже супружескую чету Сергея Александровича и Елизавету Федоровну. Не был также принят о. Иоанн Кронштадтский, кратковременно побывавший в обители. Дважды епископ Феофан покидал свой затвор, когда под видом простого монаха отправлялся для лечения глаз. Ночью прогуливался по терраске своего дома. Однажды ночью пришел в Казанский собор посмотреть на то, как его расписали киевские мастера.

Покои святителя Феофана с Богоявленской домовой церковью сейчас восстановлены. В кабинете владыки были телескоп, скрипка, слесарные инструменты (некоторые стеллажи и балясины были сделаны руками самого святителя). Была также швейная машина — кое-что он шил своими руками. Личные его вещи не сохранились. Сейчас здесь музей, в котором можно видеть частицы гроба и облачения святителя, несколько икон, им написанных (к сожалению, все они в живописном стиле). Немало написанных им икон святитель подарил своим духовным чадам. Много посетителей бывает в этом музее, в том числе приезжают делегации из-за рубежа, чаще всего из Сербии.

Из всего тиража изданных им книг он брал для себя только 10 экземпляров и небольшую сумму в качестве гонорара. Многие его книги переправлялись на Афон. Большие испытания постигли монастырь после Октябрьского переворота: с колокольни были сняты колокола, а потом и она сама была разрушена, сожжена уникальная библиотека. Колокольню планируется восстановить, а пока звон осуществляется билами на ступенях Казанского собора и на одном из куполов Христо-Рождественского собора. В монастыре великолепная трапезная.

К сожалению, в последнее время из-за отсутствия финансирования большие реставрационные работы не производятся. В обители на сегодня 17 насельниц. Последний храм здесь был закрыт в 1938 г. С этого года в монастырских корпусах разместилась психиатрическая больница, которая находилась там до 2012 г. (еще в 60-е гг. в этой больнице взаперти держали нескольких монахов). Очень плодотворно потрудилась в обители игуменья Вера (Ровчан), которая недавно посетила наш храм.

В монастыре два огромных собора: Казанский и Христорождественский (открыт в 1891 г.). Этот собор вмещает до 5 тыс. человек. Древнейшим храмом является Успенский. Нынешнее его здание относится к середине XVII века. В Казанском соборе находятся две большие святыни: чтимый образ Казанской Вышенской иконы (написание иконы относится к XVI в., особенная помощь от нее подается тем, кто страдает глазными болезнями), и мощи святителя Феофана. Мощи святителя были обретены в начале 70-х гг. и до его причисления к лику святых в 1988 г. находились в подклети Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. Плита, закрывавшая вход в склеп, весом 5 тонн, была перевезена о. Георгием Глазуновым в свой храм в село Эммануиловка. Оказалось, что склеп подвергся осквернению — в него залезали. Череп святителя был расколот.


Кстати, трудами о. Георгия было восстановлено 18 сельских храмов. Перед началом раскопок была совершена панихида. Вскрытие склепа состоялось по благословению лаврских старцев и по договоренности с главным врачом больницы. Из Лавры мощи святителя были перенесены в храм к о. Георгию, а в 2002 г. им были возвращены в монастырь.

Уже после возрождения обители возродилась традиция ежегодного Крестного хода с Казанской иконой в Тамбов — в память о чудесном избавлении от холеры по молитвам Богородицы. В начале 20-х гг., когда икона была изъята из обители, местные жители вместе с детьми вышли на ее защиту. От пулеметных очередей погибло немало людей, в том числе детей. Икону кощунники вернули, но все украшения на ней были сорваны. До 2014 г. эта икона хранилась у заштатного священника.

Одной из главной цели моей паломнической поездки в Вышенскую пустынь было поклонение мощам святителя Феофана, совершение перед ними молебна по старому обряду.

Как известно, по вопросам, связанным с Расколом, святитель мыслил в русле Синодального официоза его времени, считал, что исправляли вкравшиеся новшества в наши церковные книги в последние десятилетия ко времени Реформы патриарха Никона. Новейшие исследования этого не подтвердили, и все порицательные высказывания в отношении нашего древнерусского богослужебного наследия на соборном уровне были отвергнуты. Думаю, что, переселившись в небесные обители, перед святителем Феофаном открылось истинное положение дел в этом вопросе. Кстати, на многих изображениях на внешней стене Казанского собора святые изображены с двуперстием — на крышке раки самого святителя благословляющая десница изображена в двуперстии — так постепенно Промысел Божий всё расставляет по своим местам.

В Культурном центре Шацка запомнились стенды, посвященные местным знаменитостям — Нарышкиным, просветителям Тамбовской земли, и почвоведу Костычеву П.А. Из 18 тыс. мобилизованных мужчин в годы Великой Отечественной войны живыми вернулась одна треть. Запомнился текст, вывешенный на стене лестничного перехода музея: «Кто хоть раз побывал в засеке Шацкой, поймет, что Русь живет с душой христианской».