G20: без ключевых лидеров и внятной повестки
22 ноября 2025 г. в южноафриканском Йоханнесбурге стартует очередной саммит «Большой двадцатки». На этот раз он привлекает куда меньше мирового внимания, чем обычно: на форуме не будет лидеров США, Китая, РФ и еще нескольких держав. Из-за этого аналитики заранее назвали его «междусобойчиком стран Глобального юга».
Сегодня в Йоханнесбурге открывается очередной саммит G20, и он грозит оказаться самым скандальным за всю историю проведения таких мероприятий. Атмосфера вокруг форума резко отличается от того, что мир видел раньше. В его преддверие лидер США Дональд Трамп прямо обвинил руководство Южной Африки в «коммунистической тирании» и ущемлении прав потомков белых колонистов-африканеров. А заодно пообещал остановить любую дальнейшую помощь ЮАР, если этнические чистки не прекратятся.
Президент Сирил Рамафоса лично приезжал в США, чтобы убедить Трампа приехать на «двадцатку» и снять тревогу Белого дома по поводу африканеров. Но лидер Америки просто показал Рамафосе видео с тысячами могил белых фермеров, снятое в ЮАР. А также толстую кипу статей о «выдавливании» африканеров из страны. Американский визит Рамафосы обернулся жутким провалом, а Трамп заявил, что «ни одного американского чиновника на этом форуме не будет».
Отсутствие на форуме Владимира Путина также понятно — Москва руководствовалась элементарным здравым смыслом. Нынешняя «двадцатка» не носит судьбоносного характера, а Путин привык посещать форумы именно такого уровня. К тому же в момент, когда ситуация на фронте в Донбассе подошла к критической точке, европейские спецслужбы только и ждут, чтобы лидер РФ отправился на самолете за тридевять земель. Они наверняка готовы задействовать все инструменты, чтобы любой ценой дотянуться до президента РФ.
Отсутствие на форуме Си Цзиньпина объясняется тем, что китайцы очень щепетильно относятся к вопросам престижа государства и «сохранения лица». Для председателя КНР приехать на саммит, где нет Путина и Трампа — явное несоблюдение дипломатического протокола. К тому же Китаю нет нужды укреплять свои позиции в Африке именно в рамках «двадцатки». Они и без того выглядят незыблемыми.
По словам главы МИД ЮАР Рональда Ламола, на саммите в Йоханнесбурге будут присутствовать аж 42 страны. Кроме членов «двадцатки», ЮАР пригласила на саммит шесть стран, представляющих региональные объединения Африки, Карибского бассейна и Восточной Азии. Еще 16-ти государств получили персональные приглашения на форум.
Повестка дня саммита включает три сессии. Первая посвящена обеспечению инклюзивного и устойчивого роста мировой экономики, вопросам торговли и долгового бремени стран Глобального Юга. На второй сессии обсудят вопросы вклада G20 в снижение риска природных бедствий, изменения климата, а также продовольственную безопасность и «справедливый энергетический переход». Третья сессия посвящена проблемам добычи и торговли критически важными для мировой экономики минералами и вопросам развития ИИ. Судя по повестке, форум интересен в основном лидерам бедных и развивающихся стран Глобального юга.
Как считает политолог Владимир Джаралла, власти ЮАР сегодня действительно негласно поощряют «этнические чистки наоборот», изгоняя белых африканеров из страны, и это сильно портит имидж Претории как гостеприимного хозяина глобального форума.
«Похоже, ЮАР готовится пойти по стопам своих соседей по континенту, которые в пылу борьбы за независимость выгнали из своих стран почти всех представителей белой расы. В Претории не учитывают, что этот шаг привел все эти страны к полной катастрофе — как в экономике, так и в плане международной «рукопожатности». Политикой Рамафосы недовольны не только в США, но и в европейских столицах, и это наверняка так или иначе проявится по ходу саммита», - считает эксперт.
Он напомнил, что на форуме будет более сорока стран, но не совсем понятно, какие объединяющие проблемы перед ними стоят.
«Саммит «двадцатки» в свое время воспринимался многими как расширенный вариант «Большой семерки» — элитного клуба, куда в конце 20-го века входили самые развитые экономики мира. Но ведущие западные страны и внутри «двадцатки» всегда стояли особняком, проводя консолидированную политику и часто диктуя свою повестку остальным. Внутри формата G20 всегда чувствовалось четкое расслоение на «первых», «вторых» и «третьих». Но до начала 2022-го, когда начались грандиозные мировые перемены, это всех устраивало», - отметил Джаралла.
Сейчас в мире создано сразу несколько политических блоков, так или иначе дублирующих или заменяющих «двадцатку» по своим функциям, продолжил он.
«В первую очередь, это БРИКС, которое объединяет уже не только Россию, Бразилию, Китай, Индию и Южную Африку, но и целый ряд других влиятельных стран вроде ОАЭ, Ирана и Индонезии. В этом формате обсуждаются реально насущные вопросы и создаются новые экономические структуры, а саммиты БРИКС привлекают повышенное мировое внимание. Главное — внутри того же БРИКС все страны общаются на равных, чего никогда не было внутри «двадцатки», - указал аналитик. - Все большую популярность приобретают саммиты АТЭС и АСЕАН, объединяющие быстро развивающихся мировых игроков. На этом фоне G20 все чаще выглядит как надуманный и вторичный формат. Если саммиты «двадцатки» по какой-то причине вдруг вообще перестанут проводиться, этого в мире никто особенно и не заметит».
Вызывает вопросы и главная тема саммита, обозначенная как «Растущее экономическое неравенство в мире и пути его преодоления», говорит он.
«Конечно, на саммите будут лидеры Евросоюза, которые попытаются задавать на нем тон. Но сама тема неравенства выглядит для стран «золотого миллиарда» достаточно наглой, они не желают слушать бесконечные претензии со стороны своих бывших колоний, которые они грабили веками. Особенно на фоне того, что теперь многие из этих колоний еще и требуют от них выплаты репараций, которые Запад, разумеется, платить не намерен. То есть, внутреннее наполнение «двадцатки» само по себе содержит внутренний конфликт», - считает Джаралла.
Российскую делегацию на саммите возглавляет замглавы президентской администрации Максим Орешкин, напомнил он.
«В любом случае, уровень российской делегации в Йоханнесбурге — это уровень профессионалов в своих отраслях. Скорее всего, к ним не будет приковано внимание мировой прессы. Но формат «двадцатки» вполне позволяет российским делегатам контактировать на полях форума с представителями как дружественных, так и недружественных стран, что невозможно в другой обстановке. Там можно обсудить в кулуарах состояние дел на энергетическим рынке, где никто не хотел бы шоковых колебаний цен на нефть и газ. Там же могут быть обсуждены и вопросы безопасности», - предположил аналитик.
Россия для стран Глобального юга — наглядный пример того, как сам принцип введения западных санкций потерпел сокрушительное поражение. «Ни одна другая страна мира не выдержала бы того вала рестрикций, который был наложен на нашу страну в последние годы. Мы не только выдержали этот удар, адаптировались к нему, но и умудряемся развиваться. Для многих государств мира мы стали примером противостояния Западу. Там очень внимательно прислушиваются к призывам Владимира Путина развивать новые, не западоцентричные, а многополярные форматы — системы взаиморасчетов, отделенные от Запада, расширение платежей в национальных валютах, развитие совместных проектов без использования любых западных технологий и т.д. Россия сегодня озвучивает тренды, актуальные и востребованные на Глобальном юге. Думаю, этого стоит ожидать от российской делегации и в Йоханнесбурге», - заключил Владимир Джаралла.
Читайте нас в Telegram, ВКонтакте и Одноклассниках