Взять Кронштадт – нет ничего легче
На Западе уже который год все, кому не лень, разрабатывают планы сокрушения России — санкциями, поставками оружия режиму Зеленского, а то и прямым военным вмешательством НАТО. Примерно с такой же интенсивностью планы усмирения «русского медведя» обсуждались в годы Крымской войны (1853- 1856 гг.).
Журналист Фридрих Энгельс (у нас известный как сподвижник Карла Маркса ) «разработал» один из самых фантастических планов молниеносного разгрома России, которую он страстно ненавидел. Обнародовал он этот план в статье «Европейская война» в начале 1854 г.
Громить Россию надлежало силами военных флотов союзников – Англии и Франции:
«Наибольшее значение будет иметь борьба на море. Без сомнения, союзный флот способен разрушить Севастополь и уничтожить русский черноморский флот; союзники в состоянии занять и удержать Крым, оккупировать Одессу, блокировать Азовское море и развязать руки горцам Кавказа. Нет ничего легче, если действовать быстро и энергично».
Много времени для таких сногсшибательных успехов не требовалось. Энгельс полагал, что «на это уйдет первый месяц активных операций». Затем флот союзников должен был «появиться на кронштадтском рейде в таком количестве, которое обеспечило бы успех нападения».
Дальше все было еще проще: «Высаженные в Финляндии войска угрожали бы Петербургу, в то время как флоты бомбардировали бы Кронштадт».
Энгельс признавал, что справиться с созданной еще Петром Великим русской военно-морской твердыней будет непросто:
«Правда, эта крепость занимает очень сильную позицию… Некоторые жертвы не только людьми, но и судами неизбежны…Но что значат три или четыре линейных винтовых корабля в сравнении с Кронштадтом, этим ключом к Российской империи, овладение которым оставило бы Петербург без защиты?».
Очень гневался он на английское и французское командование за то, что оно таким образом не действует, Кронштадт с моря не штурмует. Совершенно серьезно человек, не имевший никакого отношения к военно-морскому флоту «предсказывал»:
«Если план будет осуществляться неуклонно и настойчиво, то Кронштадт должен будет пасть. Каменная кладка его укреплений не сможет долго противостоять концентрированному огню тяжелых пушек Пексана, этих наиболее разрушительных из всех орудий, применяемых против каменных стен. Большие винтовые пароходы с полным комплектом этих орудий очень скоро оказали бы неотразимое действие».
Разрушение Севастополя силами флотов союзники не произвели. Пришлось вести почти годовую осаду, в которой главную роль сыграли сухопутные войска. Кронштадт с моря штурмовать они не рискнули.
А штурм русского города силами английских и французских морских эскадр союзники на Камчатке устроили. Город Петропавловск казался им легкой добычей, победа — гарантированной. Укреплениями, хотя бы в очень слабой степени сопоставимыми с кронштадтскими, Петропавловск не располагал.
Но город спешно готовили к обороне. Маленький местный гарнизон удалось усилить за счет прибытия фрегата «Аврора», переброски подкреплений и добровольцев из местного населения.
Спешно сооружались импровизированные артиллерийские батареи, где размещались пушки с «Авроры». Аборигены Камчатки добровольно участвовавшие в обороне города, готовили к бою луки и стрелы…
Попытки английской и французской эскадр захватить Петропавловск (18 (30) августа — 24 августа (5 сентября) 1854 г.) с треском провалились. Корабли союзников серьезно пострадали в артиллерийских дуэлях с русскими батареями, высаженные на берег десантники понесли тяжелые потери и вынуждены были срочно возвращаться на свои корабли...
Выяснилось, что штурм с моря русского города, даже расположенного на далекой окраине империи — занятие чрезвычайно опасное. Но Фридриха Энгельса это не смутило, он уже новые планы сокрушения России, на сей раз — силами сухопутных войск лихорадочно сочинял, подавая пример трудолюбия современным русофобам.
Читайте нас в Telegram, ВКонтакте и Одноклассниках