Пражская репетиция евромайдана
Анатолий Агранин

Пражская репетиция евромайдана

Чем была Пражская весна 1968 года, когда на улицы чехословацких городов вышли тысячи демонстрантов с антиправительственными и, что важно помнить, русофобскими лозунгами?

С перестроечных времён нам внушают, что ввод советских войск в Чехословакию был актом подавления демократических свобод. Так ли это?

Пражская весна началась не просто так. Внутри правящего лагеря в Чехословакии назревал конфликт между двумя влиятельными силами. Одну из них возглавил Дубчек, словак по национальности, сторонник демократических преобразований.

К сожалению, детали тех событий засекречены в советских архивах на 75 лет. Надо ждать ещё 25 лет, чтобы получить возможность узнать из первоисточников, что предшествовало тем событиям.

Но уже сегодня мы знаем, что к Пражской весна на Западе подготовились основательно. В Чехословакию под видом туристов проникали шпионы из ФРГ. В руках у будущих демонстрантов каким-то образом оказалось немало оружия.

По всей стране были созданы подпольные радиоточки, которые должны были вещать на Запад о преступлениях кровавого советского режима, и дать войскам НАТО повод вторгнуться в Чехословакию. Всё это будет потом изъято чехословацкими и советскими спецслужбами — замаскированные радиоприёмники, мины, автоматы, винтовки.

Интересны слова из интервью журналу «Культура» непосредственного участника операции «Дунай», тогда ещё майора Владислава Павловича Сунцева, ныне члена Житомирского отделения Союза воинов-интернационалистов (Украина): «Я лично принимал участие в розыске подпольных типографий и радиостанций, складов с оружием и боеприпасами, которых на территории Чехословакии перед началом операции «Дунай» было очень много. Очевидно, что так подготовиться можно было только при помощи Запада. Западными спецслужбами к августу 1968 (ввод войск произошёл 21 августа - ред.) было натаскано 40 тыс.антисоветски настроенных вооружённых молодчиков — специальная ударная группа, которая должна была подготовить вторжение в Чехословакию войск НАТО».

СССР, Польша, Болгария, Венгрия и ГДР за несколько месяцев до ввода войск уговаривали Прагу навести порядок в стране, но Прага бездействовала. Дубчек хотел реформ. Внутри партийной верхушки вокруг Дубчека образовалась прослойка влиятельных людей.

Ввод войск был осуществлён по просьбе той части чехословацкого руководства, которая не видела в курсе на запад ничего хорошего. Причём, просьба была оформлена официально и передана по официальным каналам. Так что юридически ввод войск был не незаконным вторжением, а официальной помощью официальному руководству в ответ на официальную просьбу.

Кроме советских войск, в операции «Дунай» участвовали войска Польши, Венгрии, Болгарии и ГДР. У них тоже были потери. Поляки потеряли десять бойцов, болгары — одного (ещё один погибший этнический болгарин, сержант Фукарев, был советским военнослужащим из Одесской области), венгры — одного (ещё один погибший этнический венгр был советским призывником из Закарпатья), немцы — одного.

Войска ГДР отличились в той операции железной дисциплиной и суровостью. Если советские патрули трижды думали, стрелять ли в провокаторов, и порой даже не отвечали на брошенный в спину камень (был строгий приказ: огонь открывать только в самом крайнем случае), то немцы стреляли сразу. Они появлялись в какой-то местности, объявляли населению, что вводится комендантский час, предупреждали о недопустимости нападений на патрули и прочих провокаций. Если кто-то из чехословаков вздумал проверить, насколько это правда, он получал очередь из автомата. Там, где стояли немецкие войска, волнений почти не было.

Зато их было много возле расположения советских войск! Их из толпы обстреливали из автоматов, поджигали «коктейлями Молотова» советские танки, ложились под колёса БТР, зная, что советский солдат давить не станет. Все это приводило к ненужным жертвам среди наших военнослужащих: они хотели решить вопрос без крови, но в них летели пули.

Бывало, подойдёт молодой 18-летний солдатик снять со стены русофобский плакат, и получает снайперскую пулю в спину. Остановится советский танк, чтобы не давить демонстрантов на дороге, и тут же подожжен бутылкой с зажигательной смесью. Несколько наших танкистов погибли в результате как раз таких провокаций. Выйдет советский офицер к бунтующей толпе на переговоры, и его исподтишка пырнут ножом или выстрелят из пистолета.

Владиславу Сунцеву удалось собрать данные о нескольких десятках погибших советских воинах (всего в ходе операции «Дунай» наши потери составили 95 человек). Из этих нескольких десятков — 1 ногаец, 1 грузин, 1 азербайджанец, 1 армянин, 1 мариец, 1 казах, 1 башкир, 1 татарин, три литовца, 1 молдаванин, 1 таджик, 1 еврей, остальные — русские, украинцы и белорусы.

Пражская весна была задумана вовсе не для демократических преобразований Чехословакии, а для развала Организации Варшавского договора — главного оппонента НАТО.

Чехословакия была выбрана в качестве слабого звена из-за попустительства и политической слепоты её руководства и стратегически важного положения страны, которая граничила с Западной Германией и была частью Центральной Европы. Через Чехословакию лежал путь войск НАТО к границам Польши и Прибалтики с выходим к рубежам Советского Союза.

Тем гнуснее идеологические выверты советской протестной интеллигенции 1968 г., поспешившей заверить в поддержке не наших солдат, а их убийц. Кстати, одним из таких подлецов был Мустафа Джемилёв — бывший лидер бывшего меджлиса крымско-татарского народа. Сейчас Джемилёв — депутат Верховной Рады Украины, сторонник евромайдана и друг украинских неонацистов. Этой информации достаточно, чтобы понять, что Пражская весна была обыкновенным евромайданом.

Если бы не было операции «Дунай», войска НАТО стояли бы у наших границ уже в 1970-х. И Югославию начали бы бомбить раньше, и войны в Ираке, Ливии, Сирии начались бы уже тогда. Но в 1968 году нашим героям удалось уберечь мир от Третьей Мировой войны.