Хаос войны ч.2
Владлен Татарский

Хаос войны ч.2

О генетической особенности русских

В первой части я кратко рассказал о факторах, которые могут погружать самый гениальный военный план в хаос. Наполеон как-то сказал: “В каждом большом деле всегда приходится какую-то часть оставить на волю случая”.

У американских военных теоретиков существует множество статей на эту тему, составляются графики хаоса, формулы границы хаоса. По заветам нашего русского военного теоретика Евгения Месснера, янки хотя бы теоретически хотят быть подготовлены к реальной войне.

Самая простая из этих формул такова: слабая слаженность быстрее погружает в хаос, хорошая подготовка – медленнее.

Например, во время учений, в которых я принимал участие несколько лет назад, подразделение впало в хаос, как только колонна двинулась из пункта своего формирования. Разведка поехала в одну сторону, колонна - в другую, “смешались в кучу кони, люди”...

По моему мнению, в первой половине XX века самой подготовленной армией мира была немецкая. Их тактические наработки и концепции используются до сих пор. Каждый солдат и младший командир были готовы к современному бою, генералитет был представлен выдающимися командирами, способными принимать нестандартные решения.

Июль 1941 года. Начальник штаба сухопутных войск немецкой армии генерал Франц Гальдер записал в своём дневнике: “Хаос в управлении войсками”. И это только июль! Самый подготовленный Вермахт, наступая дальше в Россию, должен был однажды кувыркнуться в хаос. Надежда была только на то, что мы сломаемся раньше. Однако именно хаос является русской стихией. Любой, кто в этом состоянии захочет нас победить, обречен на поражение!

Воспоминания немецких генералов пестрят недоумением, почему иногда русские бегут при первом натиске, а иногда стоят до конца в самой безнадёжной ситуации – ничего никогда нельзя предсказать!

Хаоса в войну добавляло партизанское движение, масштаб которого превосходил по размаху все оккупированные страны. Именно “война не по правилам”, где воюют даже дети и женщины, полностью дезориентировала немецкое командование. Да и какие правила могли быть с теми, кто пришел нас физически уничтожить?

Русские генетически предрасположены к войне в хаосе, однако теоретические платформы под эту способность не помешают.