Африканская демократия по-американски
Алексей Сокольский

Африканская демократия по-американски

Проект «Либерия» и последствия его реализации

6 февраля 1820 года началось массовое переселение бывших негров-рабов из США на территорию Африки. Так открылся социально-политический проект «Либерия».

Американское колонизационное общество (полное наименование — The Society for the Colonization of Free People of Color of America) разработало план по созданию в Западной Африке искусственного государства «свободных цветных людей», куда отправлялись потомки-вольноотпущенники африканцев, некогда насильственно ввезенных в США.

Отцы-основатели SCFPCA являлись масонами, гуманистами и… самыми настоящими расистами, полагавшими, что совместное проживание в Штатах представителей белой и черной рас вредит данным же расам.

Переселенцы первоначально расположились под брюшком у британской колонии Сьерра-Леоне, где в XVIII веке уже был поставлен эксперимент по репатриации на «историческую родину» негров, «черных лоялистов», сражавшихся за Британскую империю… против США. Английские наперсники основали в Сьерра-Леоне город Фритаун — «Город свободных».

Первые американо-либерийцы купили у местных племенных вождей землю общей площадью около 10-15 тыс. кв. км за побрякушки и старые ружья стоимостью в 50 $. В 1824 году Либерия и получила свое название, а в 1847-м обрела независимость.

Американо-либерийцы скопировали политический уклад со своей бывшей метрополии, построили Капитолий, флаг приняли почти идентичный, а столицу назвали Монровией, в честь пятого президента Соединенных Штатов.

Американо-либерийцы считали себя «Новым Израилем», приплывшим в «Новый Ханаан». Протестанты по вере и духу, они почитали все местные племена ниже себя стоящими и недостойными просвещения.

Выходцы из США вместе с переселенцами с островов Карибского общества отгородили себя от окружающего населения, а политическими и экономическими правами наделили только себя. Официальным государственным языком был объявлен английский, аборигенные языки же сохранялись на дописьменном уровне.

Своеобразную прослойку между элитой и «чернью» составили «конголезцы» — рабы, освобожденные либерийцами в результате акций против работорговцев, обстряпывавшими свои делишки вблизи Монровии.

Американо-либерийцы обрели привилегированный статус, не допуская к власти и высшим постам в армии аборигенов и жестоко подавляя восстания. Они же не работали на земле, заставляя трудиться на себя «наемных» работников, которые фактически ничем не отличались по положению от негров-рабов на американском Юге.

До 1904 года местное население не имело прав участвовать в «демократических» выборах. А до 80-х гг. XX века около трех процентов американо-либерийцев полностью контролировало государство Либерия.

Впрочем, в среде самих американо-либерийцев росло убеждение, что этническая малочисленность их может привести к потере власти и надо подготавливать для себя подпорку в виде избранных выходцев из племен, воспитанных в соответствующем духе. Заработал процесс приглашения и воспитания детей аборигенов в семьях монровийской элиты и учебных заведениях, где, естественно, доминировали сами американо-либерийцы.

Как ни странно, но краха своей власти потомки американских рабов избежать не сумели, но, заложенная ими, социальная «мина» сработала в свое время и в свой час.

В 1980 году произошел военный переворот. Власть захватил сержант Самюэль Доу из племени кран. Последний президент-американо-либериец Уильям Толберт и почти все члены его правительства были убиты.

Впрочем, Доу привел к власти именно кран, в ущерб всем остальным народностям и племенным объединениям, что спровоцировало первую гражданскую и межэтническую войну.

В 1990 году сам Доу был зверски умерщвлен партизанским вожаком Принсом Джонсоном. Но война всех против всех продолжалась.

В 1997 году президентом стал Чарльз Тейлор, имевший смешанное происхождение: отец — американо-либериец, мать из аборигенной народности гола. При нем (после некоторого затишья) разразилась вторая гражданская война, завершившаяся с его бегством в Нигерию.

Относительное спокойствие в Либерию пришло с избранием президентом Элен Джонсон-Серлиф (первой женщины-президента в Африке), отучившейся в Гарвардском университете и тесно связанной со Всемирным банком и Citibank, и в 2011 году ставшей лауреатом Нобелевской премии мира.

Любопытно, что отец этой дамы из народности гола воспитывался в монровийской американо-либерийской семье и взял фамилию Джонсон в честь президента Хилари Ричарда Райта Джонсона (1837-1901). По материнской линии Элен Джонсон-Серлиф имеет немецкие корни. У власти она находилась с 2006 по 2018 год.

Война приутихла, но экономическая разруха преодолена не была. Впрочем, вряд ли это было целью мадам президент.

Ныне президентом является бывший знаменитый футболист Джордж Веа, по отцу и матери формально принадлежащий к народности кру, но среди его предков есть и американо-либерийцы, а вице-президентом при нем является бывшая супруга экс-руководителя страны Чарльза Тейлора.

Вот и получается, что американо-либерийцы власть теряли в государстве лишь при Доу.

В XXI веке Либерия — одна из самых бедных стран Африки, несмотря на всю свою «природную кладовую»: редкоземельные металлы, железная руда, золото, алмазы и неплохие гидроресурсы. 85 процентов населения составляют безработные. В стране процветает скрытое рабство. Людей воруют в городах, деревнях и даже соседних странах и перевозят для работы на плантациях. Сексуальное рабство детей, подростков обоего пола и женщин — привычно, хотя и преследуется государством.

Негласно, на ряду с протестантизмом и исламом, в Либерии распространяется дичайшее язычество с принесением человеческих жертв.

И теперь скажем о самом важном. Всю свою историю Либерия почти никогда не выпадала из сферы влияния США. Даже во время гражданских войн повстанцы всех политических мастей и этносов, перегрызая друг другу глотки, добросердечно относились к Соединенным Штатам.

Единственным, кто попытался выпасть из кармана «дяди Сэма», стал президент Чарльз Тейлор, наладивший контакты с Ливийской джамахирией и Муаммаром Каддафи. В итоге он поплатился. На него свалили все ужасы гражданских войн не только в Либерии, но и в соседних странах. Потом его арестовали, и Специальный суд по Сьерра-Леоне (с центром во Фритауне и филиалами в Гааге и Нью-Йорке) в 2012 году приговорил экс-президента к 50 годам тюремного заключения. Всей Африке откровенно показали, как опасно идти против американского колониализма.

P.S. Украина, конечно, не Либерия. Однако слой американо-украинцев уже создан из местного подсобного материала…