Алексей Зотьев

США завершают глобальный передел энергетического рынка

Агрессивный маркетинг по-американски

Подрыв двух российских магистральных газопроводов стал знаковым событием, которое уже в ближайшее время существенно переформатирует не только экономическую, но и политическую карту мира. Совершенно очевидно, что борьба за энергетические рынки Европы вступила в финальную стадию, и вопрос о том, кто будет «стричь купоны» с европейских потребителей голубого топлива, будет решен в ближайшие месяцы, если даже не недели.

Диверсия, приведшая к выводу из строя сразу двух газопроводов – «Северный поток – 1» и «Северный поток – 2», стала для европейской экономики своеобразным «холодным душем» который может и бодрит, но в определенных случаях приводит к тяжелым и продолжительным заболеваниям.

Если говорить об убытках, то на первый взгляд совершено очевидно, что основная финансовая нагрузка ляжет именно на Газпром и остальных бенефициаров данных проектов. В глобальном масштабе можно говорить о потерях тех инвестиций, которые были направлены на строительство двух газопроводов – 7,4 млрд евро в «Северный поток – 1» и 9,5 млрд евро в «Северный поток – 2». Данный сценарий стоит рассматривать как реалистичный, так как информация о том, удастся ли восстановить поврежденные участки или нет, на сегодняшний момент просто отсутствует.

Если пессимистичный сценарий станет реальностью и магистральные газопроводы так и останутся уложенной на дно Балтийского моря грудой металлолома, то в 2023 году Газпром может потерять еще 8 млрд евро, если, конечно, не переориентирует часть высвободившихся объемов на азиатские рынки. Соответственно, можно предположить, что упадут и доходы бюджета от продажи сырья в ЕС. В следующем году прогнозируется сокращение валютной выручки Газпрома на 19%, а чистая прибыль за весь год составит лишь 3,5 трлн рублей. К примеру, чистая прибыль Газпрома только за первое полугодие 2022 года составила 2,5 трлн рублей, что является рекордным показателем.

На первый взгляд, кажется, что данная диверсия в первую очередь ударит именно по экономике России. Но это только на первый взгляд. Если рассмотреть ситуацию под немного другим ракурсом, то становится совершенно очевидно, что максимальные потери от дистанционных подрывов трубопровода понесет именно Европа.

На начало 2022 года доля российского газа составляла порядка 40% от общего количества поставляемых в Европу энергоносителей. В результате санкционных манипуляций и диверсий, выведших из строя сразу две нитки газопровода «Северный поток – 1», доля российского топлива упала до 9%. Подобные «корректировки» не могли не привести к стремительному росту цен на газ для конечных потребителей. Средняя цена газа в поставках «Газпрома» в дальнее зарубежье за первые полгода выросла более чем в 3,5 раза.

Сегодня объективная реальность такова, что даже с учетом того, что российский газ продолжает поступать в Европу по «Турецкому потоку», который сейчас взят под усиленную охрану, в условиях надвигающейся зимы газа в Европе не хватит даже с учетом заполненных на 85-90% хранилищ. Ситуация неизбежно приведет к тому, что Евросоюзу придется закупать дорогое топливо в США.

Разумеется, так долго и безуспешно сражавшиеся за европейский энергетический рынок американцы воспользуются своей «неожиданной» удачей и направят в Европу существенный объем, тем самым пойдя на сокращение объема поставок газа в Азию, чем, в свою очередь, и воспользуется Россия, которая тут же заместит возникший на азиатских рынках дефицит высвободившимися объемами.

Готова ли Европа платить за голубое топливо намного дороже, чем к этому привык бюджет стран, входящих в состав Евросоюза? Несомненно, на какое-то время запаса прочности у европейцев все-таки хватит. Но финансовые возможности богатой Европы все же не безграничны. Сейчас, например, Европа заплатила за успешное наполнение подземных хранилищ газом в 10 раз больше, чем в прошлом году. Главным образом эта разница пришлась как раз на переход от трубного к сжиженному газу, который приходится покупать на спотовом рынке, где цены значительно выше. В дальнейшем нагрузка будет только расти, так как американцы, став по сути естественной монополией, не будут стесняться сдерживать свои аппетиты, получая максимальную прибыль, изымаемую из кошельков конечных европейских потребителей.

Конечно, есть еще поставки трубного газа из Норвегии, Азербайджана и Алжира, российский газ все еще заходит через «Турецкий поток» и газопроводы «Союз», «Прогресс», «Уренгой-Помары-Ужгород», проходящие по территории Украины, но все это временная история, так как американцы взяли жесткий курс на монополизацию европейского энергетического рынка, а, следовательно, подрыв «Северного потока – 1» и «Северного потока – 2» – далеко не единственное мероприятие, направленное на расчистку территории от конкурентов.

Таким образом, даже нехитрое погружение в экономику наглядно демонстрирует все особенности процесса, запущенного США на территории Украины. Фактически сегодня украинцы погибают за то, чтобы объемы продаваемого Европе американского газа увеличивались, а объемы поставок топлива из России сокращались. А все эти истории про демократию – не более чем красивая легенда для прикрытия банальных процессов, бенефициарами которых не являются ни украинцы, ни европейцы. Интересно, когда и до одних, и до других дойдет, что их в очередной раз обвели вокруг пальца и просто используют для создания ситуации, провоцирующей глобальный передел сфер экономического влияния?