За неделю до СВО
Денис Григорюк

За неделю до СВО

С чего начинались исторические события в Донбассе

Кажется, будто это было давно, но прошел всего лишь год. События сменяли друг друга и затмевали собой предыдущие. Это была лавина, которая сносила все собой. Должно быть, поэтому сейчас вспоминать 18 февраля 2022 года сродни возвращению куда-то в далекое прошлое.

Для многих нынешние события начались с даты, безусловно, исторической, вне зависимости от итога — с 24 февраля. Но Донбасс и здесь был первопроходцем. Объявление эвакуации Главой ДНР Денисом Пушилиным будто стало той самой первой костяшкой, которая запустила цепную реакцию. Только проблема в том, что зачатки современных событий начались задолго до, но к середине февраля они подошли к активной фазе. Просто 18 февраля окончательно стало понятно, что стоим не просто на пороге, а уже воочию наблюдаем начало исторического процесса.

Днем 18 февраля в городах ДНР прозвучали сирены. Это не совсем характерно для Республики, несмотря на наличие обстрелов. Если сирены и звучали, то зачастую это были проверки систем оповещения. А после были длинные очереди на заправках, первые люди с чемоданами, толпы детей-сирот, которых первыми вывозили из Республики. А спустя несколько часов прогремел взрыв у здания Правительства (бывш. ОГА).

Я возвращался после съемки и уже подходил к своему дому, когда громкий звук разнесся по Донецку. Тогда я окончательно понял, что информация, которую получил за несколько дней до этого, оказалась верной. «Началось. Нужно снова быть готовым к вероятности обстрелов по всему городу», — такие были мои мысли в тот момент.

Впрочем, совершенно непонятно было, каким образом ДНР и ЛНР могли устоять перед армией, которая численно превосходила оба корпуса народных милиций, о чем свидетельствовала разведка, которая фиксировала скопление сил противника вдоль всей линии соприкосновения. Даже технически ВСУ были лучше оснащены, чем вооруженные силы республик.

О наличии у украинских военных западных образцов вооружения говорилось неоднократно, но вся эта информация не была замечена, как и то, что командование ВСУ готовится к реализации «хорватского сценария» в Донбассе. Но спустя несколько дней, 21 февраля, Россия признала ЛДНР, а параллельно с этим уже шел процесс мобилизации. На фронте оказались люди, которые до этого не принимали участия в боевых действиях, впрочем, среди мобилизованных были и ветераны войны в Донбассе.

До активной фазы конфликта оставалось всего несколько дней, хотя 19 февраля, когда снимали эвакуацию мирного населения в Дебальцево, уже стоял грохот артиллерии. Все шло к закономерному итогу, но тогда только осведомленные люди понимали, что Россия готовится начать специальную военную операцию на Украине.

Год спустя вновь информационное поле кипит, обсуждаются новые события, которые могут произойти в те же даты, что и в 2022-ом. В Донбассе же не стихает артиллерия, работает ПВО, летают боевые самолеты и вертолеты. Это самая затяжная активная фаза, что была за время конфликта в Донбассе. Конца ей не видно.

Уж точно не это произойдет в обозримом будущем, предпосылок к прекращению боевых действий нет совершенно. Зато есть понимание того, что еще не одно историческое событие произойдет, но еще больше трагедий, обстрелов и прочего. А 18 февраля станет еще одной годовщиной, каких в Донбассе накопилось огромное количество за почти 9 лет боевых действий.