Эпоха дедолларизации
Алексей Зотьев

Эпоха дедолларизации

Политика США провоцирует мировой финансовый кризис

«Кризис американской финансовой системы больше всего затронет тех, кто ориентируется только на неё. Жертвами недавних банкротств уже стали обычные граждане других стран. Речь идёт о пенсионных фондах Швеции, Норвегии, Южной Кореи и др. Им деньги никто не вернёт. Соединённые Штаты продолжат жить за счёт других. Проблемы будут разрастаться и выходить за границы США», - охарактеризовал события, происходящие в США, председатель Госдумы РФ Вячеслав Володин.

Ситуация парадоксальна. Вопреки всем ожиданиям и очевидным логическим выводам, Россия, находящаяся под гнетом жесточайших экономических санкций, по итогам 2022 года показала падение ВВП всего на 2,1%, что существенно меньше того падения, которое наблюдалось в период пандемии. Подобная статистика позволяет нам говорить о том, что Россия практически безболезненно пережила переориентирование рынков, уход иностранных корпораций, закрытие границ для ряда отечественных товаров и атаку на национальный банковский сектор.

Еще более парадоксален тот факт, что хорошо спланированные и качественно выверенные меры экономического и политического воздействия на Россию ударили в первую очередь по тем, кто их «сгенерировал и запустил в работу». Сегодня совершенно очевидно, что под ударом оказалась не только экономика стран Европейского союза, но и экономика США, казавшаяся всем максимально защищенной от всевозможных «стрессов и потрясений».

Кризис американской финансовой системы, о котором говорит Вячеслав Володин, разразился совершено неожиданно. Разразился на фоне откровенной бравады целого ряда чиновников и государственных деятелей, заявляющих о том, что Штаты будут помогать Украине столько, сколько нужно, и это не ляжет тяжким бременем на национальную экономику.

Разорение Silicon Valley Bank, за которым последовал крах еще двух американских банков - Signature и Silvergate, стало вторым крупнейшим банковским банкротством в американской истории. Нечто подобное мы наблюдали в 2008 году, во времена тяжелейшего для всего мира финансового кризиса. Во время мирового экономического кризиса 2008 года совокупные активы банков, переживших банкротство, оценивались примерно в $375 млрд, тогда как общая сумма активов Silicon Valley Bank по состоянию на 31 декабря 2022 года составляла примерно $209 млрд, банка Signature — порядка $110,4 млрд, а банка Silvergate — на уровне $11 млрд. Ситуация довольно непростая, которая, в свою очередь, уже отразилась на экономике целого ряд стран, находящихся в тесных экономических связях с Соединенными Штатами Америки. И это далеко не единственная отсылка к истории прошлых лет, описывающей ряд экономических потрясений, вызванных непродуманной внешней политикой стран, захотевших натянуть на себя амплуа «гегемона».

Ситуация, сложившаяся в мировом энергетическом секторе, опять же по вине Соединённых Штатов, решивших жестко и кардинально перекроить рынок углеводородов, очень сильно напоминает события первого нефтяного кризиса, вызванного 50 лет назад четвертой арабо-израильской войной.

Сегодня, по факту нивелирования последствий пандемии и повсеместного роста спроса на энергоносители, вызванного прежде всего попытками возврата к допандемийным показателям производства, было крайне опрометчиво ограничивать поставки как нефти, так и природного газа, добываемых на территории Российской Федерации. Введённые ограничения ударили не только по странам Европы, но и по Японии, вызвав падение уровня жизни населения, обусловленное ростом цен и снижением доходов.

Совершенно очевидно, что американские политики, втянувшие весь мир в авантюру по защите территориальной целостности Украины, открыли своеобразный «ящик Пандоры», спровоцировав серьезные процессы, которые в перспективе до неузнаваемости изменят саму базисную модель мировой экономики. И речь идет даже не о конкуренции двух векторов силы, одним из которых является Китай в совокупности с Россией и целым рядом союзников, а другим – западная коалиция во главе с США и примкнувшая к ней Япония.

Нужно понимать, что в сложившихся реалиях союз западных стран, лишенных серьезной ресурсной базы, будет весьма условным, допускающим внутреннюю конкуренцию. Уже в ближайшее время США, Европа и Япония начнут делить не только рынки сбыта, но и дефицитные ресурсы и сельскохозяйственную продукцию. Разумеется, подобная конкуренция не сделает коллективный Запад более сплоченным и рано или поздно приведет к тому, что рост внутренней напряжённости неизбежно поставит под большой вопрос дальнейшее существование данного союза.

В свете данных событий вполне логично возникает вопрос о дальнейшей судьбе Украины. Что будет с этим квазигосударством, жизнеспособность которого всецело зависит от «западных инвестиций»? Вполне логично предположить, что развивающийся мировой кризис, спровоцированный в том числе и кризисом американской финансовой системы, сведет на нет интерес «западных инвесторов» к данному «проекту». Проекту, судьба которого всецело зависит от итогов запланированного Западом весеннего наступления на позиции российских войск, призванного создать «правильную» почву для проведения переговоров с Россией.

В общем, впереди нас ждет тягомотный торг за территории Украины, без участия Украины, разумеется, глобальное переформатирование геополитического пространства, длительный процесс стабилизации мировой экономики и дедолларизация национальных экономик целого ряда государств. Такова цена за желание США стать мировым предиктором. Хотя, с другой стороны, если бы подобной ситуации не было, ее бы нужно было создать. Сегодня мы видим полную трансформацию России – как политическую, так и экономическую, которая в свете «партнерских отношений» со странами Запада была бы невозможна в принципе.