Между Балтикой и Чёрным морем
Владислав Гулевич

Между Балтикой и Чёрным морем

Энергоресурсы и геополитика

Ось Балтика — Чёрное море играет важную роль в стратегии Запада по сдерживанию России. Первоочередной задачей для западной политики в регионе является создание разноформатных антироссийских блоков и союзов со здешними государствами. Считается, что таким образом удастся "перегородить" балто-черноморский коридор барьером, через который российское влияние не сможет достичь Европы.

Для Европы это означает сужение перспектив сотрудничества с Москвой по целому ряду стратегически необходимых направлений, в первую очередь в энергетике. Такая конфигурация выгодна Соединённым Штатам и их союзникам из числа стран Центрально-Восточной Европы (Польша, Литва, Румыния), но не странам-локомотивам европейской экономики (Германия, Франция, Италия).

Польша и Румыния занимают крайнее северное и крайнее южное положение на балто-черноморской дуге. В интересах этих стран – географически продолжить ось на севере через Данию до Швеции и Норвегии, на юге – до Турции. Тогда балто-черноморская дуга была бы плотно "запечатана" с флангов, простираясь сплошной линией от Шпицбергена до Босфора и Дарданелл, разъединяя Россию и Европу.

Польша и Румыния представляют интересы США в Восточной Европе. Варшава стремится восстановить то влияние, какое она имела в прежние века на т.н. "восточных кресах" (территория современных Украины, Белоруссии, Литвы). Основных завоеваний на востоке Польская Корона лишилась ещё в XVII в., но польская историческая память до сих пор рассматривает земли, временно попавшие под власть Польши, как "восточные кресы".

Выставка Института национальной памяти (Instytut Pamięci Narodowej) "Кресы – восточные земли Речи Посполитой" (Kresy - Ziemie Wschdnie Rzeczypospolitej) делит кресы на три категории: дальние кресы или kresy najdalsze (западные регионы современной России), утраченные кресы или kresy utracone (преимущественно центральные и восточные регионы Украины и Белоруссии) и восточные кресы или kresy wschodnie (западные области Украины и Белоруссии).

Восстановить своё влияние на всех этих территориях Варшава не в состоянии, поэтому её задача-минимум – закрепиться на Украине, Литве и Белоруссии (т.н. проект ULB), особенно в приграничных областях, находившихся в составе польского государства до 1939 г. Причины такого желания – не только исторические.

Польша таким образом получит дополнительную стратегическую глубину, территориально отделяющую её от России. В ней Варшава видит главного конкурента за влияние на восточнославянскую ойкумену. Также Польша хочет экономически переориентировать государства "восточных кресов" с России на Запад, в том числе в газовом вопросе.

Взгляды Румынии на ситуацию в регионе совпадают со взглядами Польши. Между Бухарестом и Варшавой подписано соглашение о стратегическом сотрудничестве, которое регулярно продлевается. Польша и Румыния – два полюса балто-черноморской дуги, без них она прекратила бы своё существование как геополитическая конструкция, даже если бы вместо Польши и Румынии сдерживать Россию взялись Швеция и Турция. Определённые сложности это Москве доставило бы, но не помешало бы ей "ходить" в Европу через Польшу и Румынию, расположенные между Скандинавией и Турцией.

Турция в сдерживании России в полную меру не участвует. Политико-экономические риски в случае избрания Анкарой антироссийского курса слишком высоки. Балто-черноморская дуга остаётся геополитически незавершённой, так как географически её южный фланг заканчивается на Румынии, а должен заканчиваться и упираться в турецкий Ближний Восток. Из-за этого на Румынию ложится на южном фланге двойная геополитическая нагрузка, и Бухарест делает всё, чтобы справиться с задачей.

Главным геополитическим проектом Бухареста является проект Великой Румынии (România Marea). Для Румынии Молдавия, Приднестровье, Бессарабия и Северная Буковина в составе Украины – это свои румынские "восточные кресы". Бухарест полагает, что Румыния будет великой только тогда, когда эти земли войдут в её состав или, в крайнем случае, если Молдавия, Приднестровье и Украина, сохраняя суверенитет, будут находиться под румынским внешнеполитическим управлением. Но последний вариант – это эрзац Великой Румынии, а не Великая Румыния.

Проект Великой Румынии дополняет польские проекты ULB, Междуморье (Intermarium) и АВС. Междуморье – это проект создания антироссийского блока между Балтикой и Чёрным морем. Проект АВС – расширенная версия Междуморья, он подразумевает создание антироссийского блока на пространстве между Балтикой, Чёрным морем и Адриатикой. При этом Великая Румыния хочет видеть Чёрное море "румынским озером" (lac românesc), а Польша – занять прочное место на Балтике.

Параллельно Варшава и Бухарест стремятся победить Россию на газовом рынке. Польша хочет стать распределительным узлом для перекачки сжиженного газа из США в страны Европы, в том числе на Украину. Эксперты указывают, что американский газ дороже российского на 30%, но геополитическая выгода для Польши перевешивает экономическую. Диверсификация поставок энергоносителей, с точки зрения Польши, и есть замена российского газа американским. Таким образом Польша заберёт статус страны-транзитера у Украины, и не Украина будет продавать газ в Польшу, а Польша – на Украину. Очевидно, что для Киева такой сценарий невыгоден.

Румыния тоже стремится уменьшить потребление российского газа, чтобы самой быть перевалочным пунктом для нефти и газа из Закавказья для всей Европы.

Закавказье рассматривается румынскими стратегами как перекрёстный пункт на пути из Чёрного моря к Каспию и далее – в Среднюю Азию. Румынская нефтяная промышленность и транзитная система в состоянии не только обеспечить перевалку энергосырья из Средней Азии и Кавказа через Чёрное море в страны ЕС, но и обеспечить его переработку в продукты нефтехимии.

Этот план слишком амбициозен, чтобы его можно было легко реализовать. Бухарест пока загодя старается создать такой расклад сил в регионе, чтобы он приближал Румынию к данной мечте – при поддержке США наращивает свой военный потенциал, поддерживает политику коллективного Запада по вытеснению России из Черноморского региона, старается переключить внимание Вашингтона с Балтики и Ближнего Востока на Чёрное море и Кавказ и т.д.

Для румынской геополитики Приднестровье и Закавказье – это разные полюса одного и того же проекта по созданию благоприятных геополитических условий для усиления румынского присутствия в этих регионах. Закавказье для Бухареста – это восточный фланг Чёрного моря, расположенный географически практически напротив Румынии. Чтобы до него добраться, румынам надо пересечь Чёрное море, а делать это свободно они смогут лишь тогда, когда Россия утратит свой контроль над регионом.

Румыния выступает одним из инициаторов прокладки газопровода AGRI (Azerbaijan – Georgia – Romania Interconnector) – артерии по транспортировке азербайджанского газа через Грузию и Чёрное море в румынский порт Констанца. Если AGRI будет введён в эксплуатацию, Баку получит возможность экспорта газа на европейский рынок в обход России. Проект AGRI – это путь Румынии к запасам энергоносителей на Каспии.

Польша и Румыния надеются, что антироссийские санкции помогут им реализовать свои мечты. Но неготовность американского топливного рынка к отказу от российского дизельного топлива и мазута на фоне нехватки данных энергоресурсов в США при отсутствии возможности закупать их у Ирана и Венесуэлы говорит о том, что Вашингтон сам ещё не готов полностью к бесповоротной энергетической войне с Россией.

Геополитическая и экономическая ситуация вдоль балто-черноморской дуги характеризуется сложностью и не имеет односторонних решений. При этом внимание США раздваивается, так как невыгодные для Вашингтона процессы происходят и на другом конце планеты – в Индо-Тихоокеанском регионе (ИТР).

Малые страны ИТР всё больше ориентируются на Китай, государства АСЕАН проводят политику уравновешивания американского и китайского влияния, не выступая, за редким исключением, однозначно ни за одну из сторон. Всё указывает на то, что США не справляются со столь сложной задачей, как одновременное сдерживания России на западе и Китая на востоке.

Статья подготовлена для аналитического центра Vision&Global Trends (Италия)