Актёрское мастерство русофобии
Максим Газизов

Актёрское мастерство русофобии

Российскому кинематографу необходима цензура

Уже не секрет, что сценарии фильмов, снимаемых в США, в которых показаны американские военные или действия спецслужб, проходят два этапа цензуры – Пентагон и ЦРУ. Об этом неоднократно сообщали как русские режиссёры и актёры, работающие в Штатах, так и сами американцы. И если в сценарии будет «что-то не так», можете забыть о съёмках фильма и вообще о вашей карьере.

Но так в демократических США. А вот в «тоталитарной» Российской Федерации снимать можно, видимо, вообще всё. Плюс некоторые сценаристы и актёры решили, что они не просто служат искусству, а являются высшими авторитетами. При этом Российское государство само спонсирует русофобские фильмы. Словно жертва оплачивает киллеру заказ своего убийства.

Что касается русских актёров, то в топе умения параллельно ненавидеть Родину и получать от неё деньги оказывается Александр Устюгов. Этот актёр, если играет в фильмах не главную роль, то в любом случае одну из ключевых фигур. Стал знаменит благодаря сериалу «Ментовские войны», в котором сыграл неподкупного полицейского — начальника «убойного» отдела. Последние с ним сериалы имели довольно высокий рейтинг: «Метод Михайлова» (играет виртуозного хирурга, творящего на операционном столе чудеса и вступившего в схватку с «чёрными» трансплантологами), «Миссия "Аметист"» (играет полковника русской контрразведки). Устюгов на старте СВО не просто повесил «чёрный квадрат» у себя в запрещённой в РФ соцсети, но и написал следующее: «Если вы увидите комменты "где вы были восемь лет", то это боты. Не обращайте внимания».

Если вы думаете, что такие оскорбительные для жителей Донбасса высказывания как-то негативно повлияли на карьеру актёра, то заблуждаетесь. Фильмы и спектакли с ним не прекращают выходить. И даже выходят чаще, чем до СВО. На данный момент он задействован в пяти кинолентах, которые находятся в производстве.

Сценаристы умудряются провести антигосударственную политику даже во внешне невинные фэнтезийные детективы, такие как «Вампиры средней полосы» (в котором также играет Устюгов). В новогоднем выпуске этого сериала персонаж, которого играет Юрий Стоянов, заявляет: «Никогда вампирам так хорошо не жилось, как при Путине». Понимаем, что вампиры в этом сериале — положительные персонажи, но фраза явно выходит за пределы художественного контекста и переходит в контекст пропагандистский. Сюда же отнесём и многосерийку ярого русофоба Данилы Козловского «Карамора», где вампирами изображена вся аристократическая верхушка Российской Империи.

В сериале «Алиби», вышедшем в 2021 году, сценарий к которому написал Дмитрий Лемешев, а главную роль исполнил Евгений Стычкин, воображаемый центральным персонажем сериала образ Достоевского изображён не гротескно или пародийно (гротеск и пародия имеют свои аксиологические цели, причём довольно высокого порядка, здесь же мы видим, скорее, подмену — псевдогротеск и псевдопародию), но дано откровенное глумление над образом и творчеством великого русского писателя. В сериале в уста «Достоевского» сценарист вкладывает соответствующее высказывание: «Я не могу без морали, я моралью деньги зарабатываю». Так в сериале образ Достоевского подменён двойником и в эстетическом, и в этическом аспектах.

Я не случайно указал имена сценариста сериала и актёра: дело в том, что незадолго до «Алиби» был выпущен сериал «Контакт» режиссёра Евгения Стычкина и сценариста Дмитрия Лемешева. Там аналогичной манипуляции подверглись образы жителей Донбасса, которые изображены в одной из серий мелкими воришками.

Также против СВО выступила супружеская пара российских востребованных актёров — Максим Матвеев и Елизавета Боярская. Но сейчас оба «сидят на двух стульях» — просто не высказываются о ситуации, как и «осторожные» Константин Хабенский и Паулина Андреева (знамениты своей хорошей игрой в триллере «Метод»). Вообще, прикрытие ненависти к Родине «тихим нейтралитетом» выбрали многие «умные» российские актёры, режиссёры и сценаристы.

Таким я рекомендовал бы на досуге прочитать «Божественную комедию» Данте Алигьери. Данте был приговорён к смертной казни в родной Флоренции из-за его политических взглядов во время гражданской войны между партиями гвельфов и гибеллинов. Многих из своих политических оппонентов Данте поместил в Ад. Но худшая судьба досталась тем, кто занял нейтралитет:

«Их свергло небо, не терпя пятна;

И пропасть Ада их не принимает,

Иначе возгордилась бы вина.

И я: "Учитель, что их так терзает

И понуждает к жалобам таким?"

А он: "Ответ недолгий подобает.

И смертный час для них недостижим,

И эта жизнь настолько нестерпима,

Что все другое было б легче им"».

Понятно, что тот же господин Устюгов, как он заявил, не верит в Бога (у него в посте слово «Бог» написано со строчной буквы, словно речь идёт о языческом божестве). Хочется ответить таким господам и дамам цитатой из популярного романа Михаила Булгакова: «Но умоляю вас на прощанье, поверьте хоть в то, что дьявол существует! О большем я уж вас и не прошу».

В связи с вышеупомянутой Елизаветой Боярской нужно сказать о многосерийке «Без правил», в которой «дочь д'Артаньяна» сыграла главную роль. Это одна из наиболее русофобских картин, снятых в России в последние годы. Фабула следующая. Она — русская, которая провела много лет в Лондоне, очень честная. Её оппонент (играет Гоша Куценко) пытается отобрать у «несчастной утончённой дамы» землю. Начинается игра без правил с похищениями и трупами. Утончённая псевдоангличанка против «русского быдла»...

Если говорить о кино США, то, на мой взгляд, там был снят и стал популярен единственный фильм, дискредитировавший американские спецслужбы: речь идёт о кинокартине Оливера Стоуна «Джон Ф. Кеннеди. Выстрелы в Далласе». В нём снялись такие топовые актёры, как Кевин Костнер, Томми Ли Джонс, Гэри Олдмен. Впервые с помощью художественных приёмов на экранах США было показано, что Ли Харви Освальд физически не мог убить президента Кеннеди и что именно в недрах американских спецслужб был разработан план ликвидации президента. Кульминацией киноленты стало феноменальное по уровню драматургии выступление в суде окружного прокурора Джима Гаррисона, которого великолепно сыграл Кевин Костнер.

Почему этот фильм прошёл, как ему позволили выйти на экраны? Дело в том, что фильм был снят в 1991 году, а тогда, как известно, энергия американских спецслужб была направлена на ликвидацию СССР, было не до кино. Уверен, что если бы Стоун начал снимать фильм годами позже, когда Голливуд тщательно готовил продукцию на экспорт, фильм бы не вышел. И, конечно, в нём бы отказались играть такие актёры, ознакомившись со сценарием.

Есть претензии и к русскому кино вообще. О деталях исторической недостоверности во многих фильмах я молчу, но неумение некоторых сценаристов увидеть в материале пласты высокой драматургии ещё больше огорчает. Например, замечательно снят новый художественный фильм «Нюрнберг», где роль главного обвинителя от СССР на процессе Руденко сыграл Сергей Безруков. Но почему не показан самый яркий и завораживающий эпизод процесса — допрос Руденко Геринга? Просто почитайте стенограмму этого допроса, это же вершина драматургии! Уверен, Безруков смог бы вытянуть сцену, и она могла бы стать на одном уровне со сценой выступления прокурора в фильме Стоуна.

Понимаю, что в России — демократия, но не до такой же степени! Может всё-таки немного поучиться у «наших западных партнёров» и ввести что-то наподобие цензурного комитета, который бы прочитывал сценарии перед съёмками? И перестать предоставлять площадки клеветникам России, прекратить финансово поддерживать тех, кто льёт грязь на страну и её народ? Прекратить оплачивать киллеров, которые получили заказ тебя ликвидировать.