Заводы Круппа усеяны костями советских детей
Отдел информации

Заводы Круппа усеяны костями советских детей

Опубликованы документы о рабстве в Третьем Рейхе

ФСБ опубликовала архивные документы о рабском труде советских детей на немецких заводах. О страшных преступлениях Третьего Рейха Россия напомнила миру в Международный День защиты детей.

В годы Великой Отечественной войны фашисты массово угоняли детей и подростков в Германию. Была разработана специальная программа, в основе которой лежала идея использования труда остарбайтеров («работников с востока») и узников концлагерей. Первое время вывозили подростков начиная с 15-летнего возраста, а потом стали забирать детей 10-12 лет. Избитых, перепуганных и голодных, их везли как скот в холодных товарных вагонах. До Германии доезжали не все — многие погибали по пути от голода и травм. С больными и умирающими детьми не церемонились, германские нацисты выкидывали их на ближайших станциях. Выживших распределяли по лагерям, специально созданных при заводах, иногда отдавали в рабство частным лицам. Детям вешали на грудь опознавательный знак «Ост», вместо имен присваивали номер.

А дальше ад продолжался. По 12-14 часов они трудились на угольных шахтах, лесопильных фабриках, заводах по изготовлению военной техники и снаряжения, работали в ночные смены, загружали и разгружали вагоны, носили непомерные тяжести. Из еды получали по 250 грамм хлеба и баланду из моркови и брюквы. Среди предприятий, где использовался труд маленьких рабов, числились заводы промышленного концерна Круппа, который снабжал гитлеровскую армию военной техникой и располагал своим штатом полиции. О том, как приходилось выживать в этой клоаке, подробно описано в показаниях узников.

«Однажды, будучи голодной, я хотела набрать картофеля, немцы-полицейские меня поймали, избили и посадили в карцер-одиночку на две недели. Сидя в карцере, я была лишена пайка хлеба и супа-бурды из брюквы», — давала показания советской военной контрразведке «Смерш» в августе 1945 года угнанная в Германию Ольга Кравченко.

Ее отправили на завод Круппа Gruzonwerk в городе Магдебург, где, по воспоминаниям Ольги, за мельчайшие провинности натравливали собак, отправляли в концлагеря. Для того, чтобы освободить места в переполненном лазарете, фашисты специально травили ядом тяжело больных. Как вспоминал И. Щербаков, предприятия Круппа в районе города Бад-Лангензальц были «усеяны костями советских подростков и военнопленных». На заводе, куда попал Щербаков, мастер Гасель приковывал детей к станку, «а когда они валились с ног, он обливал их из шланга холодной водой, приводил в чувство и снова заставлял их работать».