Госдума утвердила налог на сверхприбыль
Анна Пономарева

Госдума утвердила налог на сверхприбыль

Олигархов слегка потревожат

Некоторым олигархам, которые не спешат финансово помогать государству в сложные для страны времена, все-таки придется слегка раскошелиться. Принудительно. Госдума сегодня приняла закон о налоге на сверхприбыль крупных компаний, которые заработали за 2021-2022 годы в среднем более 1 млрд рублей. Заплатят, правда, один раз. В Кремле предоставили гарантии на этот счет. Размер ставки налога составит 10% от суммы превышения средней прибыли за 2021-2022 годы над доходами за 2018-2019-е. В то же время для крупных компаний, которые не станут долго запрягать и заплатят по счетам в октябре-ноябре 2023 года, ставку сократят вдвое. Вообще перечислить финансы должны будут до 28 января 2024 года. А сам закон вступит в силу с 1 января следующего года.

Надо признать, что в итоге получится не так густо, как хотелось бы, поскольку основные бенефициары последних лет — нефтегазовые гиганты и добытчики угля — освобождаются от дополнительного сбора в федеральный бюджет. Но с них, как объяснял Минфин, возьмут финансы в виде налога за добычу полезных ископаемых и за счет демпфера на моторное топливо (обратный акциз, выплаты из бюджета нефтеперерабатывающим заводам, которые позволяют компенсировать разницу между средней экспортной ценой на нефть и стоимостью бензина Аи-92 или дизельного топлива на внутреннем рынке).

В правительстве прогнозируют, что собрать удастся около 300 млрд рублей. В сравнении с общей доходной базой бюджета, которая превышает 26 трлн рублей, это смешная сумма. Но и она способна помочь при реализации некоторых проектов, уверяют чиновники. Направят деньги на поддержку промышленности, которая сейчас работает на пределе возможностей, чтобы приблизить нашу победу. И, как утверждает министр финансов Антон Силуанов, часть средств уйдет в социальную сферу: на «строительство инфраструктуры (...) более качественное образование, на здравоохранение, на заработную плату бюджетникам».

С другой стороны, лед тронулся, пару лет назад никому и в голову бы не пришло покушаться на священную корову — сверхдоходы владетельных корпораций и олигархов. Единственная до этого попытка, когда крупный бизнес пытались уговорить поделиться с бюджетом, была предпринята в 2012 году и безуспешно.

В то же время в нынешней ситуации, когда страну обложили со всех сторон, нужна экстренная помощь и полумерами здесь не обойтись. Дефицит бюджета, как мы видим, растет. Если в 2022 году он составил 3,3 трлн рублей (2,3% ВВП), то уже по итогам первых пяти месяцев этого года показатель увеличился до 3,41 трлн, при том что за целый год показатель был запланирован объемом в 2,9 трлн.

Кстати, идея собирать налог на сверхприбыль (windfall tax) — американская. Так что, если недовольные из числа воинствующей оппозиции начнут вещать о «беспределе» российских властей, то напомним несколько фактов из истории США, когда Вашингтону удалось прихватить весьма жирный кусок. Впервые этот налог ввели в 1917 году. Тогда он назывался «налогом на прибыль от военных действий». Под ощип попали американские компании US Steel и DuPont, чистая прибыль которых увеличилась более чем на 1000%. Сверхдоходы успешно изъяли, увеличив, таким образом бюджет почти на 40%.

Повторно windfall tax Белый дом воспользовался в 1980 году в рамках закона о налоге на непредвиденную прибыль от сырой нефти. В тот период нефтедобывающие компании рекордно обогатились на фоне резкого скачка биржевых цен, вызванного сырьевым эмбарго со стороны ОПЕК. В результате бюджет США остался доволен, а примером американских властей потом еще часто пользовались другие страны. Рекордсмены в этом вопросе — Великобритания и ЕС, которые по три раза вводили налог на сверхприбыль. Причем в последний раз вынуждены были доить компании из-за плодов своей русофобии. Так, в 2022 г. Лондон объявил сбор налога на непредвиденные доходы для энергетических компаний. Большинство стран ЕС также вводили windfall tax в отношении сырьевых компаний, после того как по глупости отказались от дешевых российских ресурсов.