Неслучившееся падение Донбасса
Денис Григорюк

Неслучившееся падение Донбасса

Карабах как пример того, что могло произойти с ЛДНР

Всевозможные «если бы» невозможны в реальной жизни. То, что случилось, уже не изменить, хотя люди и любят фантазировать – что могло бы случиться, сложись дела иначе? Даже тех, кто сопереживает Донбассу, порой посещает мысль: «Что, если бы Россия не ударила первой, а дождалась атаки со стороны ВСУ? Уж тогда бы никто не смог обвинить Кремль в агрессии». Что же теперь у нас есть прецедент, который позволяет предположить, что же ждало Донбасс, если бы Россия придерживалась иной политики.

Трагедия Нагорного Карабаха, иначе назвать произошедшее я не могу, дает понять многое. Что же мы увидели спустя три года после очередной горячей фазы конфликта в Арцахе? Баку, пользуясь поддержкой Турции, решил вопрос Карабаха силовым путем. Слабость Армении, чье руководство свои провалы возложило на Россию, дала возможность Азербайджану установить контроль над территорией, которую считает своей, несмотря на то, что проживающие там армяне не были согласны с таким исходом событий.

Данная ситуация возвращает меня в период перед началом специальной военной операции России на Украине, в осень 2021 года. Еще свежа была память о событиях годичной давности, когда Азербайджан силой установил контроль над частью населенных пунктов Нагорного Карабаха. В среде украинских политиков и силовиков тогда был популярен тезис о повторении этого варианта в Донбассе. Даже заручились поддержкой Турции, которая планировала построить предприятия по производству беспилотников «Байрактар». Тогда в Киеве считали, что оружие, которое показало свою эффективность в другом конфликте, способно поменять боевую обстановку на линии соприкосновения в ЛДНР.

Параллельно с этим ВСУ прощупывали оборону народных милиций. Понимаю, что сейчас эти эпизоды забыты из-за всего того, что происходило уже в 2022 году, но я прекрасно помню захват «серой зоны» украинскими военными на юге Республики. Все это я видел собственными глазами, так как журналистскими группами мы были на месте событий и делали об этом репортажи, которые большая аудитория проигнорировала.

В ВСУ это называли «жабьими прыжками» или «ползучим наступлением». Ими хвастались вооруженные подразделения украинских нацбатов. Это было «ноу-хау», о котором говорилось в открытую, и никакого осуждения со стороны мирового сообщества не было, несмотря на то, что согласно Минским соглашениям данная территория должна была быть демилитаризована. Ранее ВСУ такой же «трюк» провернули в Широкино, на линии соприкосновения в ЛНР и так далее.

В Донбассе не было сомнений в том, что это было всего лишь прелюдией перед грядущей новой горячей фазой конфликта. Руководство республик предупреждало оппонентов о том, что это повлечет за собой соответствующие последствия.

Киев даже пытался создать свой сasus belli. Провокация в подконтрольной ВСУ территории ЛНР тогда прогремела, несмотря на то, что сейчас об этом практически не вспоминают. Якобы НМ ЛНР ударила по детскому саду. Фотографии из поврежденного здания облетели интернет, но после история достаточно быстро сошла на нет, когда стало понятно, что разложенные между детских игрушек кирпичи не очень похожи на последствия удара артиллерии.

Придерживайся Россия политики подобной армянской – Киев реализовал бы свой вариант «хорватского», «азербайджанского» и какого еще угодно сценария. В Киеве об этом грезили и анонсировали, что именно таким образом планируют решить вопрос Донбасса. В качестве подтверждения моим выводам могут послужить учения Украины и ее западных союзников, где инсценировался подобный исход событий.

На примере Нагорного Карабаха мы можем видеть, что в конечном итоге ждало бы республики Донбасса. Атака, ультиматум, полное разоружение и установление своего контроля над неподконтрольными Киеву территориями ЛДНР. Президент Украины Владимир Зеленский заранее озвучил свое предложение всем жителям республик Донбасса, которые с подобным итогом не согласились бы, уезжать в Россию. Что в противном случае ждало бы жителей ЛДНР, можно теперь только представить.

Как можем видеть по реакции «мирового сообщества», никакого осуждения агрессивных действий, совершаемых Азербайджаном, нет. Мир молча смотрит за тем, как тысячам армян нужно будет как-то выкручиваться, чтобы остаться в живых. Нет и трепетных сообщений в социальных сетях от «совести нации». Их такой исход вполне устраивает. Никто Алиева не сравнивает с Гитлером, против Эрдогана и властей Турции никаких санкции никто не вводит, а о жизнях карабахских армян никто не беспокоится.

Так же было бы и с Донбассом. Ведь в таком случае в Москве можно было бы продолжать покупать iPhone, есть бургеры в McDonalds и одеваться в бутиках западных брендов. А что было бы с Донецком и Луганском, это уже мелочи, которые бы не повлияли на богемную жизнь Арбата или модной тусовки где-то в Санкт-Петербурге. Либералы бы и слезинки не проронили по этому поводу и нашли бы оправдание — Украина просто восстанавливает свою «территориальную целостность». Только потом был бы поход ВСУ на Крым, и войны избежать не получилось бы в любом случае. И все то, что в итоге произошло в феврале 2022 года, случилось бы в любом случае, но позже. Людей Донбасса только было бы уже не вернуть.