Музыканты группы «Куба»: Донбасс — это личное
Артем Ольхин

Музыканты группы «Куба»: Донбасс — это личное

Ответ на 10-летие безумия «Евромайдана»

Большинство из нас помнит группу «Куба», благодаря песне «Вставай Донбасс», которую вокалист Дмитрий «Фидель» Ноздрин написал в те смутные дни, которые для Украины обернулись политическим самоубийством, а для ДНР и ЛНР, после череды бед и испытаний завершились радостью возвращения в состав своей большой Родины.

За эти долгие и одновременно очень быстрые 10 лет музыканты «Кубы» написали много достойных композиций, и если вы ещё не слышали, например, «Русские поляны», то это обязательно стоит сделать.

В своём недавнем интервью, которое «Фидель» и Сергей Козлов (лидер-гитара, бэк-вокал) дали в программе Сергея Михеева «Человек Z», музыканты рассказали и о тех сложных днях, и о песнях, старых и новых.

Сергей Михеев: Группа «Куба» была ещё в 1995 г. основана. Расскажите немного о себе, каким образом так получилось, что вы к теме Донбасса оказались не просто причастны, а первые, без всяких команд сверху начали петь на эту тему?

Дмитрий Ноздрин: «У меня это личное… Недавно было 10-летие начала Майдана. А тогда, где-то к концу ноября 2013 г., я уже напрягся. Я подумал, что это как-то заденет мою семью. В Донбассе жили родители, брат с семьей, куча родственников, друзья, одноклассники. Я так и думал, что это превратится в чёрт знает что, поэтому я активно стал, как сейчас называется, «диванно воевать». Топил против Майдана, разругался с друзьями в соцсетях. Первая песня называлась «Русская весна», она была написана с точки зрения человека, который живет в Донецке. О том, что это получилось и выбора нет, и, собственно, так мы и пришли к этой теме. Причем, все участники группы меня поддержали.

С.М.: Это не всегда бывает! У нас в программе разные музыканты были, и многие говорили, что группы на фоне этих событий просто разваливались. Кто-то уходил, кто-то не мог сойтись во мнениях.

Д.Н.: Не буду называть, но коллеги есть, очень хорошая коллега по цеху, девушка, она очень известная, и она говорит: «От меня ушли музыканты на этой теме»…

Мы недавно ехали в поезде и нас обозвали «фашистами». Мы были в майках Z, и они говорят: «Вы что! Вы пропагандируете войну!». Вот такие коллеги.

С.М.: А какой репертуар вы играли до этих событий, с чего начинали?

Сергей Козлов: Группа была изначально регги-формата, но меня в составе тогда не было, я был ещё маленький. Я пришел, когда уже формат сменился в рок-направлении. Я тогда начинал только свой путь, и ребята увидели во мне потенциал и взяли к себе.

С.М.: И это была совершенно не политическая группа, никакого отношения к политике не имела?

Д.Н.: У нас была одна политическая песня, которая называлась «Крылья за спиной», 1999 г. В ночь на 25-26 марта, когда США начали бомбить Югославию, мы вот сочинили эту песню и записали её дома. Потом её поместили на различные сборники — это была наша позиция, мы ездили к Югославскому посольству, открыто выступали против бомбежек Югославии. И хоть это была вещь ещё 1999 г., но она тоже была против несправедливой агрессии, ведь тогда без санкций ООН, без ничего — просто разбомбили страну. А тут просто незаконно совершили переворот. Донецк выступил против.

Честно говоря, мы прыгали от радости, когда с Крымом так получилось, сразу же признали. После этого, начались события в Донбассе, «кровавый пастор» объявил АТО и началась бомбежка, карательная операция против ополченцев. В апреле я начал писать «Вставай Донбасс», ходил думал, думал и душа просто сжималась по 2-3 часа. За новостями следил круглосуточно, вся боль копилась, копилась и, видимо, вырвалась в эту песню.

Екатерина Косинец (соведущая программы): У вас на страничке написано с 2014 г.: «Совершенно неожиданно, в творчестве группы появляются новые песни патриотического характера».

Д.Н.: Если бы мне сказали в 2012 г., что я буду писать песни о Донбассе, о войне, о чём-то подобном ещё, то я бы ответил: «Да ты че!». У меня песни были о жизни, философские, о любви. Но тут как будто обухом по голове ударило, потому что — это моё.

Е.К.: А как ваша аудитория восприняла такой поворот в творчестве?

Д.Н.: Неоднозначно. Часть слушателей, около тридцати процентов, сказали: «Фидель с ума сошел! Он поддерживает войну». Перестали ходить на концерты. Это 2014-2015 гг., когда я начал упорно топить за Донбасс, несмотря на то, что там вроде наступило перемирие. Тема республик в наших медиа то стихала, то становилась громче. Но мы всегда гнули свою линию, что это надо. Что Донбасс должен быть с Россией.

Сейчас «Куба» записывает новый большой альбом. Ребята говорят, что за период СВО песен у них вышло больше, чем за предыдущие пять лет. Некоторые из композиций, подготовленных для премьеры, написаны прямо военнослужащими. И судя даже по тем синглам, которые уже появились в сети за последние месяцы, новая «Куба» будет ярче и многограннее. Очень хотелось бы иметь возможность посетить живые их концерты в городах Донбасса.

Думается, что в Донецке, Макеевке, Харцызске и Дебальцево, о которых музыкантами написаны многие строки, эти песни звучали бы особенно правильно и органично.