Лондонский гамбит
Алексей Сокольский

Лондонский гамбит

Прощание по-английски

Многие привыкли думать, что сейчас на международной арене существует гегемония США. И на это, конечно, основания имеются.

Однако после 2022 года вырисовалась несколько иная картина. Среди главных радетелей режима Зеленского на Украине и противников Российской Федерации вперед явно выдвинулась Великобритания, что игрой обстоятельств признать нельзя.

Для любого государства важно не столько находить себе друзей, сколько различать врагов, определяя среди них главных и второстепенных, дабы сдерживать успешно их удары и наносить свои в ответ.

Российские СМИ, эксперты и блогеры уверенно называют первостатейным супостатом «дядю Сэма». Впрочем, может так и было в начале СВО, но ныне положение дел постепенно меняется, если уже не изменилось.

Вашингтон личные интересы в разграблении континентальной Европы и Украины вполне удовлетворил, разве что остались кое-какие жульнические делишки семейства Байденов. А потому и активность американцев несколько снизилась. Лондон же наоборот набирает все новые и новые висты в своей русофобской политике. Для этого даже вернули из пенсионно-мемуарного «отшельничества» в правительство экс-премьера Дэвида Кэмерона, представителя настоящей британской элиты, да еще подарили ему не только пост министра иностранных дел, но и баронский титул вкупе с пэрством.

Похоже, что ситуацию в мире Британия сочла удобной для своего возвращения на имперские рельсы. Ей теперь не надо прятаться за широкими плечами США и постоянно играть роль «младшего» партнера и сателлита.

Если такое предположение является верным, то на планете Земля действительно прокручивается гигантская этно-социально-политическая трансформация, которой не было с периода Великой войны (1914-1918).

Мы знаем, что Великобритания могла торжествовать после Версальского мира. Континентальная Европа лишилась сразу же трех сильнейших империй: Австро-Венгерской, Германской и Российской. Бонусом для джентльменов с Туманного Альбиона стал распад Османской империи. Казалось бы, пируй и радуйся. Но…

Сама английская элита устала от «бремени белого человека». Ричард Олдингтон в «Смерти героя» (1929) написал: «Дивная старая Англия. Да поразит тебя сифилис, старая сука, ты нас отдала на съедение червям». Этот поэт и писатель прошел бойню мировой войны, как и другие люди его поколения. Шок оказался чрезвычайно силен. Мировая гегемония Великобритании оказалась подорванной изнутри, лопнул стержень имперской психологии элиты. Потому и закономерно «певец империи» и лауреат Нобелевской премии по литературе (1907) Редьярд Киплинг оказался выброшен из разряда «властителей дум». Британская элита перестала тянуть империю на своих плечах.

Тому, впрочем, имелись и причины этногенетического характера (см. материалы по теории Льва Гумилева). Британская элита «нового типа» сформировалась в течение примерно 150-ти лет. Крайние точки − Test Act (серия законов, принятых парламентом в 1661-1678 гг., зачистивших элиту от католиков) и 1828-1829 гг. (принятие Акта об отмене священной клятвы и Билля об эмансипации католиков). На данном отрезке исторического времени сложились принципы элитарного отбора и методы обучения аристократов с юного возраста, и сам стереотип поведения джентльмена. Пиком возрастания могущества элиты явилась Викторианская эпоха (1837-1901). Затем пришел надлом и развернулся спад.

Необходимо было найти выход. А еще все закамуфлировать так, чтобы никто и ничего не понял, в том числе и свои, изнемогшие от имперской ноши, ротозеи из низших эшелонов элиты…

Есть огромное подозрение, что сценарий Второй мировой войны (1939-1945) написали не в Берлине, а в Лондоне. Хотя и этап совместного кровавого творчества вряд ли стоит исключать. Неспроста же партайгеноссе Рудольф Гесс совершил непонятный перелет из Третьего райха в Западную Шотландию 10 мая 1941 года. До сих пор данная авантюра (или нет?!) не получила внятного объяснения.

Можно считать, что Вторая мировая послужила ширмой для капсулирования Британской империи. Лондон предпринял шаги, доказывающие всему свету, что он отказался от имперских амбиций. Ему требовалось изменить систему взаимоотношений внутри элиты, освежить ее ряды, выбросить слабовольный «мусор». За один десяток лет такие изменения не делаются.

Ключевой фигурой здесь стал Уинстон Черчилль. Он в 1945-1955 гг. публично перевел Великобританию под покровительство США, а еще фактически развязал холодную войну между Вашингтоном и Москвой. Пока «арендаторы» дерутся, джентльмен может отдыхать…

Австрийский физик Людвиг Больцман (1844-1906) утверждал: «Помимо своей духовной миссии, теория есть еще и самое практичное из всего, что можно помыслить; в известном смысле это квинтэссенция практики».

Историософия (философия истории) почему-то считается одним из отвлеченных и умозрительных разделов общей философии, в отличие от той же гносеологии. Но историософские концепции Карла Ясперса, Николая Данилевского, Константина Леонтьева, Освальда Шпенглера, Валентина Мошкова, Питирима Сорокина, Карла Шмитта, Рихарда Куденхове-Калерги, Самюэля Хантингтона, Александра Чижевского, Кристофера Лэша и т. д. – не только попытки объять и объяснить закономерности исторического процесса, рассмотреть прошлое и понять его, но и оформить схемы управления настоящим с прогнозированием и конструированием будущего. Боюсь, что в России до сих пор это не осознается. А ведь достаточно посмотреть на украинский конфликт через призму учения об антисистемах (раздел теории пассионарного этногенеза) Льва Гумилева, чтобы убедиться в практичности данной теории. Есть подозрение, что на Западе русского этнолога прочли гораздо внимательнее, чем в России.

Безусловно, историософские концепции частенько погрешают в частных вопросах, но как правило в общем направлении оказываются верными. И они, конечно, не описывают все и вся. Но те же самые претензии можно предъявить и к метеорологии, и к геологии, и к биологии, и к физике, и к астрономии, и даже к математике.

Продолжение следует