
Отстаивать свет, когда тьма сгущается
Последние несколько лет российские СМИ с некоторой периодичностью освещают призывы отдельных политиков и врачей о необходимости выйти из Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).
Обычному человеку, пожелавшему разобраться, что на самом деле представляет из себя эта организация и стоит ли в ней находиться, будет нелегко, т.к. спектр мнений обширен: от «ВОЗ — детище Рокфеллера, проводник зла» и «непременно уходить» до «наука и медицина не могут быть суверенными» — «непременно оставаться».
На официальном сайте ВОЗ можно прочитать, что в апреле 1945 г. в Сан-Франциско на встрече, посвященной созданию ООН, представители Бразилии и Китая предложили создать международную организацию в области здравоохранения и созвать конференцию для разработки ее устава. Устав вступил в силу 7 апреля 1948 г., и с тех пор этот день ежегодно отмечается как Всемирный день здоровья: «на пепелище, оставленном самой разрушительной войной в истории человечества, была создана Всемирная организация здравоохранения. Приняв Конституцию ВОЗ, страны признали здоровье фундаментальным правом человека и основой мира и безопасности».
Замечательная идея, не так ли?
Так почему же СССР через короткое время вышел из ВОЗ и «вернулся» только 1955 г. при Хрущеве, а сегодня все чаще слышна критика в адрес организации?
На просторах интернета можно прочитать телеграмму замминистра здравоохранения СССР Николая Виноградова, которую он направил руководству ВОЗ в 1949 г. с уведомлением о выходе из организации. Источником цитаты является книга Джаведа Сидики (Javed Siddiqi) «World Health and World Politics: The World Health Organization and the UN System» (1995 г., стр. 104-105). В телеграмме указываются две основные причины выхода из организации:
1) слишком большие расходы на административный аппарат ВОЗ;
2) несоответствие деятельности ВОЗ уставу и задачам этой организации:
«Имею честь информировать вас, что Министерство здравоохранения СССР и подведомственные ему медицинские учреждения и организации не удовлетворены работой ВОЗ. Задачи, связанные с международными мерами по предупреждению и контролю заболеваний и распространению медицинских научных достижений не выполняются Организацией удовлетворительно. В то же время поддержание раздутых административных структур Организации предполагает расходы, нести которые слишком тяжело для государств-членов. Все это показывает, что направление, которое приняла деятельность Организации, не соответствует задачам, поставленным перед ней в 1946 году в ходе конференции, посвященной ее созданию».
В книге также отмечается, что вслед за СССР «из организации вышли Албания, Болгария, Чехословакия, Венгрия, Польша и Румыния, обосновав это мотивами, схожими с изложенными в телеграмме от СССР, но добавив, что ВОЗ перешла под американское доминирование». И это не удивительно, т.к., несмотря на то, что организация финансировалась в основном за счет фиксированных взносов государств-членов, США оставались самым крупным донором ВОЗ и значительным образом влияли на работу организации.
В разгар «холодной войны» участие Советского Союза в организации, где заправляет основной ее противник, было немыслимо. Некоторые полагают, что немаловажную роль, подтолкнувшую СССР к выходу из организации, сыграли высказывания гендиректора ВОЗ канадского врача Брока Чисхольма, который призывал отказаться от национальных, патриотических и идеологических традиций ради создания некоего «мирового правительства», естественно, под главенством США.
С развитием глобалистских и неолиберальных идей из организации, развивающей максимально возможный уровень здоровья в мире, ВОЗ постепенно превратилась в политизированную организацию, продвигающую неприемлемые ценности. Пересмотр гендерных классификаций «мужчина/женщина», сексуальное просвещение детей, активная пропаганда нетипичных пищевых предпочтений (идеи приема в пищу насекомых в качестве основного источника белка, отказ от мяса), лоббирование интересов частных фарм-компаний и т.п. Многие эксперты сходятся во мнении, что ВОЗ является политическим инструментом Запада.
Зампред Госдумы Петр Толстой считает, что России необходимо выйти из этой организации: «ВОЗ поддержала санкции в отношении нашей страны, они закрыли офис [по профилактике неинфекционных заболеваний в Москве], который работал. Они пытаются навязать России представления и правила, которые не соответствуют нашим ценностям. Совокупность этих факторов наталкивает на мысль, что нечего нам делать в этой организации».
В последней 11-й пересмотренной Международной классификации болезней (МКБ-11), утвержденной в рамках 72-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения (ВАЗ) в мае 2019 г., транссексуализм — состояние человека, при котором его внутреннее представление о своем гендере не совпадает с биологическим полом, — больше не считается диагнозом. По МКБ-10 транссексуализм относится к расстройствам половой идентификации и входит в группу психических расстройств и расстройств поведения.
По мнению Петра Толстого, необходимо отказаться от принятия тех норм международной классификации болезней, которые касаются вопросов половой принадлежности человека и темы ЛГБТ (движение, запрещенное в РФ). В этом вопросе Россия приняла однозначную позицию в пользу защиты традиционных взглядов на гендеры и их «разнообразие».
В мае 2024 г. состоится Всемирная ассамблея здравоохранения, где, по словам доктора медицинских наук Владислава Шафалинова, будут предприниматься попытки внести изменения в международные медико-санитарные правила. По его словам, эти поправки не оставят ни одному государству никакого суверенитета в случае очередной пандемии. Он, также как и Петр Толстой, ратует за выход России из Всемирной организации здравоохранения.
Между тем, спецпредставитель ВОЗ в РФ Мелита Вуйнович сообщила недавно, что, несмотря на политическую турбулентность в мире, Россия по-прежнему принимает участие абсолютно во всех решениях ВОЗ: «Делегации высокого уровня участвуют во всех обсуждениях на политическом, стратегическом уровне. Когда я говорю о политическом уровне, я имею в виду политику здравоохранения, а не другую политику. … Россия на международном уровне абсолютно везде участвует во всех решениях, которые принимает Всемирная организация здравоохранения», - подчеркнула она.
Минздрав России не приветствует идеи о выходе из ВОЗ и считает ее работу важной. В частности, среди основных пунктов взаимодействия отмечается возможность доступа к мировому опыту здравоохранения. Министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко считает, что у России в организации много сторонников и нашей стране нужно формировать круг сторонников, так как мир не должен быть однополярным.
По проведенным опросам среди российских врачей также нет единого мнения. Около 70% врачей, участвовавших в опросах, выступают за сохранение членства в ВОЗ. Приблизительно 30% согласны, что России стоит выйти из организации, поясняя это политической предвзятостью ВОЗ, спорной научной обоснованностью ее рекомендаций и невозможности их применения в российских реалиях. В то же время, почти половина всех опрошенных врачей уверены, что, если Россия выйдет из организации, ничего особенно не изменится.
«Никто, зажёгши свечу, не покрывает её сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет» (Евангелие от Луки 8:16). Думается, что России необходимо использовать все международные площадки для отстаивания своих позиций «света», даже, когда кажется, что «тьма» сгущается. Время «хлопать дверью» не пришло. Еще поборемся.
Читайте нас в Telegram, ВКонтакте и Одноклассниках