Ручная «зенитка» против FPV-дронов
Важным ноу-хау СВО стали FPV-дроны, которые превратились в одно из самых эффективных и в то же время универсальных средств борьбы на переднем крае, обеспечивающих к тому же невероятную гибкость применения. Им по силам поразить бронетехнику, движущийся транспорт, огневую точку, залететь в блиндаж или в перекрытую щель. Невысокая стоимость изделия позволяет применять его против одиночного противника и даже осуществлять «контроль» раненого неприятеля.
Неслучайно сегодня довольно часто звучат сравнения FPV-дронов с описанной в Апокалипсисе саранчой, которая не будет вредить ничему живому, за исключением людей.
Примерно так и характеризует это оружие украинский специалист по дронам Сергей «Флеш» Бескрестнов.
«Через четыре-пять месяцев у россиян будет достаточно FPV, чтобы атаковать каждого солдата на украинском фронте. Мы можем сказать, что с вероятностью в 99 процентов каждый украинский солдат погибнет, потому что в чистом поле против FPV выжить невозможно», - рисует бандеровец довольно мрачную для ВСУ перспективу. Возможно, он несколько утрирует, но общее представление дает.
Однако точно такие же угрозы возникают и перед российскими воинами, которых тоже атакуют бандеровские дроны-убийцы. Как защититься от них одиночному бойцу или небольшой группе? В сети немало роликов, запечатлевших, как солдат бегает от дрона вокруг дерева или даже пытается отбить его подручным средством вроде ветки или доски.
В такой ситуации вполне могло бы выручить гладкоствольное оружие с дробовыми патронами, из которого попасть в атакующий дрон гораздо легче, чем из автомата. Так, например, губернатор Курской области Роман Старовойт в своем ТГ-канале написал, что в одном из приграничных районов боец добровольной дружины сбил украинский FPV-дрон из охотничьего ружья. Есть аналогичные сообщения и даже видеоролики из зоны СВО.
Впрочем, при всей эффективности дробовиков против дронов на короткой дистанции (не далее 50-60 метров) есть проблема чисто правового характера. На вооружении нашей армии гладкоствольного оружия нет, а, например, взять на войну свое личное охотничье оружие военнослужащий не вправе. Те же ружья, которые оказываются в войсках, как правило, не совсем законны и часто являются «трофеями».
Но при желании это правовое препятствие нетрудно устранить, как несложно и вооружить пехотинцев хоть изготовленным по целевому заказу оружием, хоть ружьями, конфискованными соответствующими органами Росгвардии, или сданными бывшими владельцами.
Но тут возникает другой вопрос. Ружье – слишком «нишевое» оружие и не может быть полноценной заменой автомату. А носить их одновременно тяжело и неудобно. К тому же в случае внезапной атаки дрона им можно не успеть воспользоваться, если оно за плечами, а в руках автомат.
Но выход из этой ситуации подсказывает одна американская идея. В ВС США использование гладкоствольного оружия – давняя традиция, чуть ли не со времен Гражданской войны. Дробовики американцы считали идеальным оружием ближнего боя, и они были в каждом пехотном отделении во время Первой и Второй мировых войн, в Корее и во Вьетнаме. Но поскольку солдат, вооруженный ружьем, оказывался бесполезен во время боя на средних и дальних дистанциях, количество гладкоствола в войсках неуклонно сокращалось. Постепенно его стали рассматривать лишь как вспомогательное оружие для решения специфических задач вроде выноса дверей и отстрела нелетальных боеприпасов.
В конце концов возникла идея, что можно превратить штатную штурмовую винтовку и дробовик в единое целое, если разместить последний как подствольный гранатомет, укоротив и убрав приклад. Чаще всего в подствольный дробовик превращают помповые ружья, хотя американская фирма Red Jacket Firearms даже ухитрилась приладить к М-4 российский самозарядный карабин «Сайга-12», с которого сняли приклад и поставили более короткий ствол с тормозом-компенсатором. Конструкция, несмотря на изрядную громоздкость и тяжесть, тем не менее пользуется определенной популярностью в подразделениях полицейского спецназа и на гражданском рынке.
Разработать что-то подобное, но не такое габаритное, и быстро наладить массовое производство – не проблема для наших оружейников. Кроме того, для борьбы с FPV-дронами на короткой дистанции необходимо наладить выпуск выстрелов с дробью для подствольных гранатометов ГП-25 и ГП-30, операторы которых не смогут использовать подствольный дробовик.
«Противодроновые» дробовые/шрапнельные выстрелы можно разработать и для АГС-17, добавив этому грозному оружию еще одну функцию.
Современная война отличается необычайной динамичностью и требует очень быстрого реагирования на вновь возникающие вызовы. Примечательно, что иногда для успешного ответа на них могут быть использованы такие старые средства, казалось бы, навсегда утратившие военное значение, как гладкоствольные ружья и дробовые патроны к ним. Конечно, это не панацея, но дополнительный шанс выжить такой девайс бойцу дает.
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках